В ВЕЧНОМ ПОИСКЕ

ВЫСТАВКА 

Все времена года – женского рода, и без рифмы об этом не скажешь, но чаще других художники рисуют именно женщину- весну в окружении цветов, бабочек и свежей листвы, в золотом ореоле солнечных лучей, в дымке неразгаданных тайн, в облаке грёз о тепле и нежности. Или просто рисуют, пишут, творят женщину маслом, акварелью, тушью, акрилом, гуашью, пастелью, карандашом, в офортах и линогравюрах, в глине и камне, в дереве и бронзе, пытаясь отыскать вечно ускользающий идеал, и зрителей призывают: "Ищите женщину!" Такое название получила первая весенняя выставка в экспозиционном зале Тюменского регионального отделения союза художников (ул. Холодильная, 124). 

Юрий Рыбьяков, Виктор Афанасьев, Сергей Перепёлкин, Борис Паромов, Наталья Гордеева и ещё почти три десятка тюменских художников представили публике результаты своих многолетних поисков. "Мы не ставили задачи показать только новое, – отмечает председатель тюменского союза Александр Новик. – В запасниках у художников хранятся работы, которые не выставлялись очень давно. Молодому и среднему поколению будет интересно их увидеть, а любителям искусства, которые знакомы с этими произведениями, – посмотреть на них новым взглядом". 

Женщина в творчестве самого Новика – это гармония красок, настроение, выраженное средствами цвета и формы, многозначная метафора, зашифрованная в танце пятен и линий. Двое сидят, разные, как свет и тьма, но всё же они рядом. Или: женские силуэты, живописные изваяния, грации в объятьях теней и россыпи праздничных конфетти... Акварельная "Модель" Константина Шохова, вернувшегося от абстрактного творчества к фигуративному, предстаёт образом неги и страсти, и тревоги, и едва ли не рельефом горной страны в лучах румяного рассвета... Экспрессивные портреты, созданные Алексеем Чугуновым, который "видит пластику женщины в абстрагированных формах и цветовых отношениях", заставили искусствоведа Наталью Паромову вспомнить Амедео Модильяни... 

Каждый художник ищет в женщине музу на одно произведение или на всю творческую жизнь. Александр Почежерцев создал академический живописный "Портрет мамы" – главной женщины в судьбе любого человека. "Мама" Ирины Макаровой устало глядит сквозь годы из пелены карандашных штрихов. Задумчив и строг взгляд героини "Женского портрета" Веры Бобер, похожей на светскую даму былых времён. "Кондуктор 48-го автобуса" Екатерины Быковой сурово и бдительно наблюдает за вверенным ей салоном, чтобы ни один заяц не проскочил. "Лена" Михаила Полкова отводит взгляд в сторону. Загадочная "Лариса" Сергея Мокроусова прячет глаза за стёклами очков. Графические портреты Владимира Золотухина кажутся символами женственности и эмоций, а символам не нужны имена. Не потому ли Виктор Станкевский назвал свою пастельную даму из 1963 года просто "Загадка"? 

Олег Фёдоров представил сразу четыре портрета. На одном из них люди сопричастные без труда узнают искусствоведа Оксану Костко, на другом – французскую поклонницу тюменских художников Суазик. На третьем, прикрыв глаза, застыла некая Люба, на четвёртом курит заключённая в скобки Ольга. В скобки, потому что основное название этой памятной по давним ещё выставкам картины – "Август". Не осень ещё, но отчаянный всплеск золотистой охры и багрянца, с малой толикой зелени. При взгляде на работы Александра Чемакина Наталье Паромовой вспомнились "Записки на манжетах" Михаила Булгакова, потому что у Чемакина тоже записки – на картонках, с портретами: "Она вяжет на спицах", "Она вышивает бисером", "Она работает секретарём комсомольской организации". Юрий Юдин продолжает серию своих туманных дев и прячет за призрачной вуалью милую, юную "Флору" в венке из всего, что растёт и цветёт. На картине "Доброе утро, художник" Александра Павлова женщин нет. Но есть букет цветов и шляпка. "Убери шляпку – просто натюрморт, а со шляпкой – интрига". При взгляде на "Северянок" Альфии Мухаметовой приходит на ум старая детская песенка: "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?" Из кусочков ткани? Из ниток? Из бусинок? Может быть. И чуть-чуть из нефти, которую художница использует при создании своих работ. А её керамический триптих на северную тему так и называется "Ищите женщину". 

Художнице Ольге Трофимовой выставка увиделась очередным... новым годом. Ничем не стеснённым, праздничным творчеством. Происходит это ощущение "от совершенно реальных, конкретных портретных образов, у которых есть имя, в которых есть настроение, характер, личностное начало. Всё это хочется свести к одному понятию – природа. Природа проснулась. Женские образы допускают, наверное, крайнюю степень вариативности, свободы, перемен". Но почему только женские? Художнице подумалось, что неплохо бы творчески развить тему и устроить однажды "мужскую" выставку, на которой образы мужчин, как другой части природы, были бы разработаны так же сильно и во всех нюансах. Так что, ищем мужчину? 

Кира КАЛИНИНА /фото автора/ 

 

 

 

 


35753