ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

ИЗ АРХИВА ПИСАТЕЛЯ 

Вернулся из Казанского района после встреч в Огнево с директором агрофирмы «Маяк» – добирал материал для очередной книги. Фирма эта – своеобразный эталон производства. Здесь используют все плюсы и социализма, и капитализма. Мозговой центр – организатор «Маяка» Владимир Ташланов. Вечером уже дома вспоминал разговор с другом. 

– Капиталистом себя чувствуешь? – спрашиваю. 

– Я чувствую себя воспитанником старой советской системы, но жить при ней не хочу. Хочу быть свободным человеком. Обществу пользу приносить, что и делаю. 

– Ты что, из плеяды благотворителей? Мысли твои созвучны со словами одного моего героя, возглавляющего фирму ТОИР, Василия Федотова: «Я хочу приносить людям добро». 

…Кстати, открыл я Федотова через своего комсомольского товарища Сергея Шерегова. Плотно сбитый, моторный и участливый, Сергей Александрович всегда был заводилой. Отличался инициативностью и в комсомоле, и когда возглавил администрацию Ленинского района Тюмени, и когда стал председателем Счетной палаты области. 

На одной из встреч, узнав, что я веду исследование слова «благотворитель» (по-другому – меценат, спонсор) для «Субъективного словаря», Шерегов посоветовал показать пример благотворительности через судьбу Федотова. 

– При этом, Саша, ты натягиваешь на Федотова его собственный кафтан, а не чужой. Он – один из тех, кто достоин поддержки на государственном уровне. Помню, как начинал я в своей администрации. Требовались средства для школ, детсадов, больниц, учреждений культуры и спорта. Надо было укреплять милицию, прокуратуру, суд, строить жилье, дороги. Государственные структуры часто оказывались беспомощны, не было у них денег, и многое мы сделали за счет благотворителей. Если бы не такие федотовы – средств для устройства народной жизни в районе не хватило бы. Думаю, что вопрос о поддержке благотворителей надо решать в законодательном порядке. Ну, как, скажи, мог поехать на творческий конкурс в Москву Коля Таланцев? Никак. А обратился я к Василию Петровичу – он помог парню. Или другой случай – спас поселок Нариманово в зиму от холода, поставив туда две тысячи тонн нефти. Регулярно помогал ТОИР атлетическому клубу «Антей». И в том, что вывел дела с бодибилдингом Евгений Колтун на мировой уровень, есть заслуга и Василия Петровича. 

Шерегов снял толстые роговые очки и, глянув на меня, сказал: 

– Пиши о нем, Петрович, с открытым забралом. И не только как о человеке в связи с волнующим тебя словом. Он – настоящая Личность. Была от таких отдача городу, есть и будет! 

Вскоре договорился о встрече с мэром Тюмени Киричуком. Степан Михайлович встал из-за стола, с радушием глядя на меня, пожал руку. Ладонь у него широкая, тугая, как боксерская перчатка. Киричук с интересом слушал меня, исчерпывающе отвечал на вопросы. Я лишний раз убеждался, хороший у нас мэр, участливый к судьбам людей. Одни мэрские отряды, организуемые летом для школьников, чтоб они могли с пользой для города и себя поработать на благоустройстве Тюмени, многого стоят. 

Рассказал Степану Михайловичу, что не один год исследую судьбу «гаринского парня», который означен в моем творчестве как «герой нашего времени», что работаю над проблемой благотворительности, но понимаю, что не сложилось у меня определенного взгляда на такие добрые дела и на тех людей, которые нуждаются в поддержке. Справедливой и вполне современной считаю я мысль нашего земляка Н.М. Чукмалдина, что недооцениваем мы еще деятельности спонсоров, их усилий в продвижении того, что является полезным в народной жизни. 

Но благотворитель благотворителю, конечно же, рознь. Иные нутром – хищники натуральные и только в меценатскую тогу рядятся, прозвенеть пытаются, пыль в глаза пустить. Знаю я одного такого владельца строительной фирмы. Даже частные дома тайком поджигает на будущем месте стройки. Однажды этот деятель публично вручил ордер на квартиру детдомовской девчонке. Может, грехи замаливал… Патриотизм подобных персонажей нашей жизни, как гнойный нарыв. Давно убедился, что чем богаче становятся люди, тем жадней, и это почти закономерность. 

Тюменский купец-миллионер Чукмалдин был, как писали о нем в свое время, чуть ли не единственным в своем роде. В жизненной борьбе его не задела ни своя, ни чужая злоба. Врагов у него не было. Любили люди Николая Мартемьяновича, потому что он сутью добрый и умный был, скромный до самозабвения человек. Никого никогда не оскорбил, никому не отказал в помощи и нравственной поддержке. Терпел личные оскорбления и не воздавал обидчикам тем же. Следовал библейскому: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». 

Наталкивает меня на определенные размышления позиция автомобильного короля Америки Генри Форда, который хотя и был противником благотворительности, считая, что она порождает иждивенческие настроения, но создавал «социализм», как его понимал, в своей автомобильной империи, заботился о благосостоянии работников и о реализации каждым человеком творческих возможностей. 

Потряс меня телерассказ о единственной пока в Китае сельской общине, эдакой деревне, являющей собой одновременно чудеснейший город, где живут китайцы-«колхозники», как при коммунизме. Нужды в благотворителях там, ясно, нет, как не возникала она и на просторах гигантского производства Форда. В «Падающих звездах» Мамина- Сибиряка читаю: «(Шипидин) негодовал на меценатство, в котором видел главный источник уклонений искусства от своей прямой задачи – служить одной истине». И для уравновешивания моей собственной позиции из записок П.И. Чайковского: «Право, русский квартет стоил бы того, чтобы разные меценатствующие патриоты, каких в Москве очень немало, выразили… сочувствие к начинающим артистам». 

У нас в России меценатство, помощь благотворителей потребны, есть для них громадная ниша, особенно в области культуры (писатели, ставшие сегодня «бесхозными», на своей шкуре испытывают это). А число простых малообеспеченных людей, брошенных в условия прозябания, катастрофически увеличивается. Срабатывает тут и давняя российская ментальность, которую В.И. Даль выразил в трактовке понятия «меценат», указав, что «наши правители не покровители». Далю можно верить, он «знает русского человека, как свой карман» (Тургенев). 

Сказал я Киричуку, что нужно как-то законодательно обозначить статус меценатов, спонсоров, благотворителей, как это было у купцов. Степан Михайлович поддержал меня, заявив, что выступит на заседании городской Думы с предложением обсудить эту проблему. 

– А как вы можете определить понятие «благотворитель»? – спрашиваю у мэра. 

– Благотворительность, – отвечает, – это не только вложение денег во что-то, помощь кому-то, а и состояние души людей, стремящихся сделать добро. Я с искренним уважением отношусь к Василию Петровичу. Поражаюсь, как он, находясь в достаточно сложных экономических условиях, изыскивает меж тем возможности помочь страждущим. Заплатить за учебу студента. Отправить на фестиваль юное дарование, будь то певец или танцор. Увидеть, в конце концов, в них росток будущего. Заметил же он его в двенадцатилетнем Коле Таланцеве. Тот, благодаря Федотову, сумел поехать на финал конкурса «Шлягер-94» в Санкт-Петербург, и теперь говорят о Коле как о возможной эстрадной звезде. Нравится мне приверженность Федотова к футболу и хоккею. Он горит желанием сделать жизнь тюменцев лучше, радостней. В День города, например, облагородил улицу Минскую в своем районе и устроил там катание детишек на лошадях. 

Побывав у Василия Федотова в ТОИРе, на заводе по производству мобильных домиков, узнал, что за четверть века своего существования фирма выделила на спонсорские цели один миллиард рублей. Случилось так, что пришла беда, полгода он пролежал в больнице. Дела фирмы не крякнулись, но, естественно, пошатнулись. Однако, когда представляется возможность, в Федотове просыпается благотворитель. Только за последние пять лет он выделил немалые деньги на развитие велоспорта в Тюмени и Тюменском районе. 

Проблема благотворительности для России более чем важна. В стране учредили День добровольца, а другими словами – волонтера. И я подумал: а почему бы не ввести День благотворителя? Почему-то о добрых делах у нас говорят мало и не всегда. В газете «Тюменская область сегодня» выступила Полина Гаранина. В статье «Прививка доброты, или Как совершать благие дела» она написала: «На тюменском портале «Детки» пользователям задали вопрос: «Привлекаете ли вы своих детей к благотворительности или волонтерской деятельности?» Из ста участников опроса 43 никогда об этом не думали, хоть и не против самой идеи, 17 участвуют иногда и стараются подать пример детям, остальные к ней равнодушны. 

Согласен с Гараниной, что участие несовершеннолетних в благотворительных акциях – важное условие формирования таких нравственных категорий, как доброта, сострадание, готовность протянуть руку помощи тем, кому трудно. Ясно, что с такими качествами не рождаются, их приобретают на протяжении всей жизни. И чем раньше начнём это культивировать в маленьком человеке, чем больше он будет видеть, как старшие творят добрые дела, тем быстрее ребенок получит прививку доброты. Думаю, что празднование Дня благотворителя способствовало бы этому благородному делу. 

…А Ташланову я тогда сказал: 

– Великое дело, Леонидыч, жить и работать «с надеждой быть России полезным». И если говорить принципиально, я верю в искренность твоих слов, в то, что ты теперь вольный человек. 

НА СНИМКАХ: на заводе мобильных зданий; Василий Федотов. 

Александр МИЩЕНКО


35749