ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ
В №7 за 22 февраля с.г. был опубликован материал Николая Сушкова «Царство Небесное силою берётся», где рассказывается о том, как приучить себя поститься. Мы продолжаем тему.
Великий пост и Пасха – самое светлое, красивое, назидательное, поучительное и трогательное время в православном календаре. Заговенье в этом году началось с Прощеного воскресенья, 18 февраля. Период полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов, завершается торжеством «Воскресения Христова» – Пасхой, которая нынче приходится на 8 апреля.
Традиция требует строго соблюдать пост в первую и страстную седмицы. В последующие недели порядок следующий: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу – рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до погребения плащаницы. Для больных делается послабление, для чего необходимо взять благословение у священника в храме, чтобы не нарушать пост самовольно. Освобождаются от поста дети, беременные и кормящие женщины.
«Поститься христианину необходимо для того, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, – чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а чрез то отпадаем от Источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и даже делается хуже его. О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших! Они препятствуют нам любить Бога и ближних и исполнять заповеди Божии; они коренят в нас преступное плотское себялюбие, коего конец – погибель вечная.
Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божия природа человеческая одуховлена, обожена, и мы поспешаем к Горнему Царствию, которое не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17); пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое (1 Кор. 6, 13). Есть и пить, то есть иметь пристрастие к чувственным удовольствиям, свойственно только язычеству, которое, не зная духовных, небесных наслаждений, поставляет всю жизнь в удовольствии чрева, в многоядении и многопитии. Оттого Господь часто обличает в Евангелии эту пагубную страсть... Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания), и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще чрез невоздержание, как это и было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной к плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел».
Таким образом, пост служит необходимым средством к освящению человека, его единению с Богом, средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе Богочеловека и святых Его. С давних пор христиане добровольно лишали себя удобств, удовольствий, жизненного комфорта, противопоставляя этому пост, поклоны, молитвенные бдения, стояния, хождение по святым местам, паломничество ко святыням. Это всегда считалось лучшим и живым свидетельствованием православной веры.
Некоторые считают, что при обнищании общества, когда не хватает на достойную жизнь, когда у многих нет денег даже на самые дешевые продукты, пост – не тема для разговора. Священнослужители напоминают слова Оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно...». Потому что основа поста – борьба с грехом через воздержание от пищи. Они настаивают именно на воздержании, а не на изнурении тела. И потому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовленности к подвигу. Желающие следовать этой православной традиции должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст, пост – это лекарство, но даже самое целительное становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.
Пост есть аскетический подвиг, требующий подготовки. Тем, кто начинает поститься уже в зрелом возрасте, кто никогда раньше не постился, необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Советуют начинать исполнять заповеди, касающиеся малого, и тогда человек исполнит заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Например, начать исполнять заповедь о посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно – мало-помалу.
Каждый сам определяет, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу уменьшает её количество и доводит до минимума, когда больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы «не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к делу».
Считается, что тут главное – правило, данное Самим Господом: да не... отягчают сердца ваши объядением и пианством (Лк. 21, 34). Известны также случаи, когда некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиг и начинают пoститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны – злятся на всех и на всё, такое «воздержание» скоро делается для них невыносимым, и они бросают его. «От чрезмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой».
Каждый приступающий к подвигу знает заповеди преподобного Дорофея: «Кто постится по тщеславию или считая, что совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника...».
Православные христиане издревле смотрят на пост, как на средство борьбы со своей греховностью. Это время усиленного духовного подвига, очищения и самовоспитания, что совмещается с постом телесным.
Тодор ВОИНСКИЙ
* * *
ПОСТИМСЯ ПОСТОМ ВКУСНЫМ
Можно, конечно, найти постные блюда в Интернете и «слить» информацию в газету. А можно пойти другим путем – сослаться на собственный опыт.
Уже пять лет в дни Великого и Рождественского постов мы готовим такие блюда. Это благотворно сказывается на здоровье нашей семьи. Меня, например, перестали беспокоить почки, а у детей прошла аллергия. Вот несколько рецептов из нашего постного меню.
КОВРИЖКА «ОБЪЕДЕНЬЕ»
Возьмите стакан сахара и стакан воды, две столовые ложки меда, три ст. л. растительного масла, щепотку соли, половину ч. л. соды (можно загасить уксусом, но мы это не практикуем), три ст. л. какао-порошка, все перемешайте, хорошо разотрите, поставьте на водяную баню.
Добавьте муку до густоты оладьевого теста и полстакана изюма. Вылейте массу в формочку и выпекайте в духовке примерно 40 мин. при температуре 170-180о.
Испеченную коврижку смажьте медовой водой, присыпьте сахарной пудрой. Очень вкусная выпечка получается!
МАННИК «ЧЕТЫРЕ СТАКАНА»
Налейте в кастрюлю стакан холодной воды, высыпьте по стакану манки и сахара. Смешайте ингредиенты, дайте настояться полчаса. Затем добавьте щепотку соли, ч. л. соды (можно гашенной уксусом), стакан муки, вновь все перемешайте.
На крупной терке насочите яблоко или возьмите любые ягоды, положите их в смесь. Смажьте форму растительным маслом и выложите тесто в формочку. В духовке манник печется 20-30 минут. Пальчики оближешь!
САЛАТ ИЗ КАЛЬМАРОВ
Не буду называть магазин, где покупаем кальмаров по скидке, чтобы не делать рекламы. Блюдо делается буквально за несколько минут. Так сказать, рецепт для ленивых.
Берем отваренных кальмаров 500 г, нарезаем кубиками, добавляем нарезанные отварные картофель (4-5 шт.), морковь (1-2 шт.), зеленый горошек (200 г) или кукурузу (200 г), можно и то, и другое, нарезаем мелко лук (1 шт.). Все смешиваем, добавляем соль по вкусу. Салат готов. Приятного аппетита!
Наталья ГЕРАСИМОВА