ПРО БЭТМЕНА И 18 БАРМАЛЕЙЧИКОВ

НА КАНАЛЕ ТВЦ 

Он сделал счастливым детство многих людей. «Усатый нянь», «Шла собака по роялю» – мы до сих пор с удовольствием смотрим эти комедии. А еще он открыл будущую голливудскую звезду Кристиана Бейла. Каково это – работать с детьми на киноплощадке – режиссер, сценарист, продюсер и актер Владимир Грамматиков расскажет в ток-шоу «Мой герой» на телеканале «ТВ Центр» во вторник, 20 февраля, в 13:35. 

Сегодня Владимир Грамматиков осыпан званиями и наградами, в его послужном списке множество запоминающихся киноролей и значительных режиссерских работ. Но во ВГИК на режиссерское отделение он поступал пять раз! Почему был так уверен в своем призвании? И вообще – откуда берутся режиссеры, умеющие снимать детское кино? С этого вопроса и начала беседу с гостем ведущая программы «Мой герой» Татьяна Устинова. 

– В моем случае для этого есть генетические предпосылки – у меня два брата и две сестры, нас пятеро! – отвечает Грамматиков. – При этом совсем не обязательно, что талантливый режиссер выйдет из семьи людей искусства. Главное – дарование, усердие и искреннее желание заниматься детским кино. 

Важно еще и удачное соседство – в Москве пере- ехавшая из Свердловска семья Грамматиковых жила на одной лестничной клетке с Михалковыми. 

– Если бы мы не поселились в этом доме, я бы никогда не стал режиссером, – уверен Владимир Александрович. – С Никитой Михалковым мы были как два брата – брали у старшего Андрона его вещи, хотя они нам были велики, вместе ездили на съемочные площадки, ходили в театры на премьеры. Для меня открылся другой мир!.. 

А через некоторое время Грамматиков и сам как режиссер начал открывать волшебный мир кино для будущих звездных актеров. Так случилось, например, с Сергеем Прохановым, сыгравшим в комедии «Усатый нянь» обаятельнейшего воспитателя детского сада Кешу Четвергова. Однажды по коридорам Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького разнесся слух: «Лиознова вызывает Грамматикова!». 

– Татьяна Михайловна спросила, хочу ли я снимать полный метр, – вспоминает режиссер ту знаковую встречу. – Кто ж не хочет? Вот, говорит, сценарий – там засада! И тут мне сделалось плохо: в кадре 18 бармалейчиков, целый детский сад! Это был сценарий «Усатого няня»… 

На международный уровень Владимир Александрович вышел в 1987 году. «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» – первые полнометражные ленты были такими успешными, что его заметили английские и шведские продюсеры, выбиравшие, кому из советских режиссеров доверить съемку фильма-фэнтези «Мио, мой Мио» по одноименной сказке Астрид Линдгрен. 

Вот так и получилось, что актера Кристиана Бейла, известного теперь всем по роли Бэтмена, для кинематографа открыл вовсе не Стивен Спилберг, как считалось, а Владимир Грамматиков! Двенадцатилетний Кристиан получил свою первую кинороль именно в фильме «Мио, мой Мио». 

– Кастинг был жесткий, – признает Грамматиков. – Мне нужны были реагирующие дети, а не бронежилеты. Прошедшим несколько отборных туров ребятам предложили сыграть этюд, импровизацию… Помню, юный Кристиан Бейл с дрожащим подбородком говорил: «Мама, так нельзя!..» 

Что это был за этюд, и почему вокруг кастинга разразился скандал – сначала в СССР, а потом в Великобритании? Об этом и многом другом узнаем из программы. Также о её герое будут говорить Игорь Ясулович, Александр Ада- башьян, Людмила Чиркова и самые объективные критики – студенты Владимира Александровича во ВГИКе. 

Петр ЛИХОЛИТОВ 

 

 


35670