ПОЛЦАРСТВА ЗА КОНЯ

ПОД СЕДЛОМ 

Сколько стоит лошадь? Короткого ответа на этот вопрос нет. Смотря какая. Да и можно ли оценить друга? Помните, как в никитинской песенке: «Не продашь и не купишь друзей»?!

Увы, цены на друзей имеются. Причём на самый разный вкус и кошелёк. От 20 тысяч рублей (примерно за столько можно купить жеребёнка) до 200 миллионов долларов (такова объявленная стоимость самой дорогой лошади по кличке Френкел). Но, как говорят в Одессе, назвать цену – одно, продать – немножко другое. 

На Востоке за невесту раньше платили калым – хорошая жена оценивалась табуном лошадей. Однако за таких лошадей, как «англичанин» Секретариат, не жалко отдать и табун… невест. Как любят говорить специалисты, этот шестимиллионнодолларовый рекордсмен стоит дороже, чем стоила бы его статуя из золота. Ныне драгоценные останки чемпиона покоятся в Париже. А три «араба», подаренные королем Иордании нашему президенту, оцениваются в четыре «лимона». «Зелёных» лимона, заметьте, не «деревянных». 

Имеются состоятельные люди в России. Вот и выращенного в Австралии мерина Данте (ничего себе имечко!) после захватывающих торгов на аукционе спортивных лошадей за 2,8 миллиона евро заполучил один наш земляк. Конечно, в летящем беге лошади есть своя поэзия. А в собачьем лае – своя музыка (я имею в виду кинематографического персонажа Бетховена). Но за такие деньги можно и надгробье самого Алигьери прикупить вместе с правами на литературное наследие. 

Жеребца Рамзана Кадырова по кличке Джитано Эрнандо, по слухам, оценивают в четыре миллиона долларов. 

А какая порода самая знаменитая? Трудно сказать. Одна из лучших – арабская, сформированная суровым климатом пустынь. На состязаниях в резвости она уступает английской чистокровной. Но красота «арабов» вне конкуренции. И выносливы они. Впрочем, по части выносливости и неприхотливости монгольские пастухи могут поспорить с арабскими бедуинами. Для них местная порода дороже стократ. За гораздо меньшие деньги. 

И на Руси-матушке хорошие породы выводили. Орловских рысаков, например. Или Русскую верховую. У них такая же громкая слава, как у «арабов», «англичан», «американцев», «андалузцев» или португальских «соррайя». Хотя и тут без «арабов» не обошлось. Арабский жеребец Сметанка, приобретённый за безумные 60 тысяч рублей (по ценам 18-го века, когда за 10 рублей можно было купить хорошую корову!), стал основателем этих двух русских пород, пригодных «и в подводу, и под воеводу». Сейчас корова в России стоит в среднем 60 тысяч рублей, так что можно подсчитать, какого молочного стада готовы лишиться владельцы дорогих рысаков. Но кого мы пугаем? В двадцать первом веке число любителей лошадей с лишними деньгами в кошельках продолжает расти. Так, на крупнейшем в мире аукционе лошадей чистокровной верховой английской породы в Лексингтоне (США) на торг было выставлено 4560 голов. Продано 3556. Общая выручка – около 400 млн $. Коневладельцы из России приобрели 24 лошади. 

Но не будем ошарашивать читателя астрономическими суммами. Вообще-то обычная лошадь вполне доступна среднестатистическому россиянину. Посмотрите в окно. Сколько вокруг припаркованных автомобилей? Столько же могло быть и «припаркованных» коней. 

Однако не зря пословица гласит: «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз». Если переиначить народную мудрость, получится так: не лошадь дорога – дорого содержание. 

Помнится, в нашей студенческой, доцифровой, юности бытовала поговорка: «Если хочешь разорить друга – подари ему кинокамеру». Имелись в виду ожидающие счастливого обладателя бесконечные затраты на плёнку, оборудование, химические реактивы. 

Сегодня можно сказать так: хочешь разорить друга – подари ему… правильно, лошадь. Может быть, в сельской местности приятель и сумеет выкрутиться, но в городе ему придётся выкладывать тысяч по сто ежемесячно на содержание питомца. Овёс-то дорожает. Конюшня, корм, чистка, м ы тьё, выездка, лечение, обрезка отрастающих копыт и т.д. А если прибавить и услуги коваля- кузнеца раз в полтора месяца, то лучше… жениться. Дамский маникюр с педикюром «копытцев», с мытьём, укладкой, покраской и стрижкой гривы и макияжем мордочки вкупе обойдутся, ей-богу, дешевле. Правда, жена не так молчалива. Но с этим можно примириться, если осознать, насколько экономнее семейная жизнь. Зато жена стерпит вашу пятнадцатитысячную зарплату, а лошадь на её месте точно лягнула бы кормильца… пониже крупа. 

Теперь об упряжи (от 25 тысяч рублей). Это еще одна «течь» в бюджете. Седло, оголовье, вальтрап, потник, недоуздок, уздечка в сборе и прочая мелочь типа щеток, шампуней и спреев. Всё, как в будуаре у светской красавицы. Чуть не забыл про экипировку ездока. Он тоже должен соответствовать тому бриллианту, который имел неосторожность приобрести. В банальных «трениках», сами понимаете, на лошадь не взгромоздишься. Нужны и штаны-бриджи (тысяч этак за семь), и специальные сапоги (еще тридцатник). И еще одна «мелочь» – страховка. 

Правда, есть такой формат, как аренда. То бишь коллективное владение. Существуют в истории прецеденты, когда дорогого рысака-рекордсмена люди покупали на паях. То есть поступают как обычные акционеры в расчёте на дивиденды – прибыль от грядущих призов на бегах и навар от продажи жеребят, родившихся при помощи именитого папы. 

Кстати, племенные качества могут стать для лошади роковыми причинами для конца спортивной карьеры. Тот же Френкел после 14 побед без единого поражения теперь у новых владельцев выполняет исключительно родительские (весьма приятные) обязанности. Впрочем, может, бедный Френкел не мачо, а честолюбивый карьерист, но у него никто не спрашивал. Хозяин решил – и не взбрыкнёшь. А целомудрие полезно для чемпионов. Чтобы дамы не отвлекали от карьеры. Рекордист в беге на милю мерин Грейхаунд держал титул целых 32 года. Гнедой четырёхлетка Невель Прайд побил рекорд Грейхаунда. За что и был безжалостно продан за рекордные (для 60-х годов) деньги в три лимона баксов. Рекордным стало и число… хозяев рысака. У этого дитяти стало намного больше семи нянек. Сумма, в которую был оценен Невель Прайд, была разделена на 50 акций стоимостью в 60 тыс. долларов каждая. Эти акции были приобретены 25 организациями и лицами, в число которых входят многие конные заводы. 

Но ценовые рекорды принадлежат все-таки скаковым, а не рысистым лошадям. Легендарный Норсерн Дансер, признанный чемпионом США и «лошадью года» в Канаде, был синдикатирован в 1970 г. за 2,4 млн долларов (было выпущено 32 акции по 75 тыс. долларов каждая). А его сын Нижинский, имя которого, полученное в честь знаменитого русского танцовщика, прогремело на весь мир, не знавший равных на ипподромах Англии и Ирландии, стал предметом коллективной собственности на сумму 5,2 млн долларов. 

Еще за большую сумму были синдикатированы два других сына Норсерна Дансера: Шторм Бирд (28 млн долларов) и Шариф Дансер (40 млн $). В связи с многочисленными победами потомков Норсерна Дансера его популярность постоянно возрастала, и цены за его годовиков постепенно увеличивались с 3,5 млн до 13,2 млн (такая цена была уплачена за Сиэттла Дансера). Когда Норсерну Дансеру было уже 20 лет, за него предложили 40 млн $, но владельцы отказались его продать. Норсерн Дансер оставил 143 победителя в классных скачках, из них – 26 чемпионов породы. Его потомки выиграли более 30 млн долларов, а 295 годовиков были проданы на общую сумму 183,7 млн долларов. Вот какую роль играет кровь, говорят профессионалы. 

Главный племенной жеребец Америки в начале 21-го века Сторм Кэт (Яростный Кот) – отец более 1000 отпрысков. Его дети выигрывали и продолжают выигрывать главные призы Америки. Он же – дедушка легендарного Секретариата, который выиграл все скачки и по праву считается лучшей лошадью 20-го века. Вяжут его только с лучшими кобылицами. Стоимость такой «услуги» – 500 тыс. $. Подобные «встречи» случаются 2-3 раза в день, включая выходные. Таким образом, своим хозяевам он приносит от одного до полутора миллионов долларов за день (!). Рабочий сезон у супержеребца – с февраля по июнь. Помимо изысканной кормежки и питья к услугам Яростного Кота – персональный луг. Признайтесь, мужики, положа руку на сердце, что не отказались бы от такой жизни. Мало того, что получил удовольствие, да еще и бабки в придачу. 

Яростный Кот не одинок. Несколько меньше стоят услуги Джайнта Коузвейта (сын Сторма Кэта), Кингмамбо и Эй Пи Инди – по 300 тыс. $. А плата за случку по 100 тыс. $ давно не редкость. 

Так что лошадиные папы алиментов не платят. Платят «дамы». Вернее, их хозяева. Всё не как у людей! Вспоминаются многочисленные скандалы, когда мимолетные знакомые эстрадных кумиров спустя много лет предъявляют их взрослых отпрысков, требуя для «наследников» любви и финансовой поддержки. А чего ради? Получила донорскую помощь совершенно бесплатно – и радуйся. Наверняка талант знаменитого папашки перекочует к отпрыску. Может быть, и людям тоже стоит перенять некоторые принципы коневодства? Глядишь, в отборе «пород» меньше было бы кретинов. Хотя этот велосипед уже не раз изобретали. Евгеника, как научная дисциплина, ратующая за племенной отбор в людском стойле, давно объявлена лженаукой. И это справедливо. Как-никак главная ценность для людей – свобода. Для лошадей – тоже. Хотя и наша свобода, как подозреваю, тоже иллюзорна. Есть у нас и хомут, и шоры. И пришпоривают нас частенько. Но, в отличие от нас, наш «четверокопытный друг» – существо, подчинённое нам. А не наоборот. И это накладывает на человека особую ответственность. Помимо материальной. Дружить – это общаться. Общение требует времени и поистине лошадиного терпения. Это вам не просто заменить резину с маслом и забыть до следующего СТО. 

Но возвратимся к долгогривым. Мы еще не отговорили вас от приобретения друга? Значит, это серьёзно. Что ж, тогда вперёд! 

По большому счёту дружба человека с конём… бесценна. Это единство душ сродни любви, которая не смотрит на породу, на экстерьерную стать, на родословную, на возраст и прочие коммерческие условия. 

Исторический факт: для мальчика Саши Македонского несуразный, необъезженный жеребец со скверным норовом Буцефал, которого ему подарил папа-царь, стал другом на всю жизнь и позже не раз выручал властелина полумира в бою. А тот, как известно, не имел привычки прятаться за спины своих воинов. Потому что знал: рядом друг, который не выдаст и не продаст. 

Леонид ТКАЧУК, 

Илья КОВЕНСКИЙ 

 


35673