ВЫСТАВКА
Тюменская школа № 70 дружит с Домом-музеем Михаила Пришвина в деревне Дунино вот уже 25 лет. Эта небольшая дата удачно совпала со 145-летним юбилеем со дня рождения писателя – и в нашем городе открылся филиал подмосковного музея. Не филиал, а форпост, настаивает директор школы Лидия Русакова. Экспозиция невелика и занимает всего одну стену в школьном коридоре, но на этой стене – удивительные лики природы, запечатленные самим Пришвиным, и проникновенные строки из его тайных дневников: "Слова мудрости, как осенние листья, падают без всяких усилий..."
Началось все с того, что двое выпускников Лидии Русаковой стали студентами доктора филологических наук Натальи Дворцовой, заново открыли для себя Пришвина на ее семинаре и поделились этим открытием со своим школьным педагогом. "До встречи с Натальей Петровной мы читали рассказы Пришвина о природе, но не понимали глубины и многомерности этих произведений, не чувствовали, что это философ удивительный, – вспоминает Лидия Николаевна. – Я тогда была просто учителем и, когда читала с детьми его книги, вдруг поняла, что школа должна быть другой – свободной, распахнутой навстречу миру. Она должна радовать детей событиями, приключениями, путешествиями. И школа вышла за пределы стен...". Сначала это были стены единственной классной комнаты в школе № 4, теперь – стены школы № 70, которая занимает два здания на три с лишним тысячи учеников и называется Школой Сотворчества.
"Эта тема школы сотворчества была подарена нам Пришвиным. Он говорил о родственном внимании к миру, о сотворчестве... Чтобы увидеть, какое красивое утро, писал он, надо его у в и д е т ь. Это значит – вступить в сотворчество с природой". Ученики школы № 70 не раз бывали в Дунино, даже выступали на конференциях, посвященных творчеству писателя. А на открытие "форпоста" в Тюмень приехала Яна Гришина, старший научный сотрудник музея, один из ведущих пришвиноведов страны. "Она была рядом с Валерией Дмитриевной Пришвиной, женой писателя, в последние дни ее жизни. Она хранила эти дневники, и она их публиковала".
Сто двадцать тетрадей стали восемнадцатью томами (последний вышел из печати летом минувшего года), тогда как собрание художественных сочинений Пришвина уместилось в семи. Сегодня его дневниковые записи относят к числу самых честных и детальных свидетельств главных российских событий первой половины XX века: двух мировых войн, революции, установления советской власти, коллективизации, репрессий... ". Пришвин пишет, конечно, не историю России, он пишет летопись жизни России. Пишет обо всем – о любви, о природе, о собаках и о том, что происходит в стране. Когда из культуры исключается самое для него главное – личность человеческая, он видит только один способ борьбы с тем, что происходит: сохранить свою личностную свободу". Полвека наблюдений, размышлений, переживаний уместились в кожаном саквояже, который Пришвин всегда держал при себе. Однажды у него загорелся дом, и этот саквояж был единственной вещью, которую писатель спас из пожара.
Мы привыкли называть Пришвина "певцом природы", но его творчество никогда не исчерпывалось этой формулировкой, подчеркивает Яна Зиновьевна: "Даже читая его записи о природе, ты понимаешь, что на самом деле это о целом мире, о человеке, о поиске своего места в этом мире". Не стоит воспринимать эти слова как попытку умалить любовь Пришвина к природе. Ясно, что без любви такого не напишешь: "Разве можно признаться кому- нибудь, что взрослый человек часами наблюдает, как жук гнет цветоножку?" Но хочется показать, что у жажды познания и упоения красотой нет искусственных пределов: "Я нашел себе любимое дело – искать и открывать природу, прекрасные стороны души человеческой". Природа стала для Пришвина не просто отдушиной, а смыслом жизни, от самой жизни неотделимым: "Это мое счастье – радоваться солнцу так сильно. А что же есть счастье вообще? Конечно, та же радость бытию, даже при самых ужасных условиях, до того чтобы улыбнуться солнцу при последнем вздохе своем". И творчество – проводник этой радости: "Когда мне становится плохо, я начинаю заниматься фотографией".
Идея выставки фоторабот писателя родилась в школе, а оформила экспозицию тюменская художница Татьяна Вершинина. У нее замечательно получился портрет Пришвина, считает Яна Гришина, а это редко кому удается: "Обычно его рисуют, и я вижу, что взгляд какой-то чужой. А здесь все получилось правильно". Десять фотоснимков в ряд: молоденькая елочка в искристом снегу – начало знаменитой пришвинской "весны света", отсчет которой писатель вел от самых черных ночей, от зимнего солнцестояния, легкие паутинки, косые лучи, пробивающие лесной полумрак, блестящая речка, нежные вербочки, капли – "глаза земли"... Все это – выражение той же необъятной любви и одновременно творческого поиска: "Хочу вводить фотографии в свои книги не как репортер и не как иллюстратор, а для создания более гибкой художественной формы", для более целостной передачи образа окружающего мира. Пришвину, умевшему писать о природе как никто, казалось, не хватало слов: "Так все роскошно вокруг и так много всего, что душа моя – глиняный кувшин – не вмещает, и все льется через край из моего кувшина". Пролитое так и хочется цитировать: "Радость жизни пришла ко мне с востока и по мне переходит на запад...".
Пришвин никому не показывал свои дневники и поэтому сумел их сохранить. Но, как всякий писатель, он не переставал мечтать о читателе – понимающем, отзывчивом, тонко чувствующем, к которому важно пробиться: "Недавно я понял, для чего я пишу, что я делаю, когда я пишу – я сверлю ход к другому человеку". Он писал не для всех, а для каждого, подчеркивает Яна Гришина и делится трогательной историей: "В своем завещании Пришвин обращался к жене: "Меньше славен я, чем даже средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками... Если ты переживешь меня, милый друг, собери из листиков этих букет и книжечку назови "Незабудки". Валерия Дмитриевна сделала выборку из дневника и назвала "Незабудки". Помню, как мы однажды гуляли с ней по берегу, и вдруг она сказала: "Когда вышла книжка "Незабудки", я танцевала здесь на берегу". А теперь семена незабудок Михаила Михайловича Пришвина взошли в тюменской школе № 70 и наверняка взойдут еще не раз – новыми выставками и новыми историями.
НА СНИМКЕ: выставка в школе № 70.
Кира КАЛИНИНА /фото автора/