ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ
Православные традиции не так просты. Есть праздники, вызывающие неоднозначное отношение не только среди неверующих, но даже у православных. Например, Масленица. Что это – смесь язычества с христианством или славянский обычай в христианских одеждах? А может, ни то и ни другое?
Для начала вспомним Ветхий Завет. А точнее, историю исхода евреев из Египта. Бог освободил народ израильский из рабства, не дал ему погибнуть, но стоило Моисею задержаться на горе всего на сорок дней, как извратилось самое главное – Бога попытались подменить идолом. "Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Ааро- ну и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принес к Аарону. Он взял их из рук их и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу" (Исх. 32:1-5).
«Если за какие-то сорок дней можно извратить истину, то что говорить о традициях, искажаемых за много веков? Часто случается, что, когда отмечают праздник с давних пор, уже не помнят его корней, не понимают сути. И это страшно, ибо подобно тому, как если бы человек пил воду и не в силах был понять, из какого источника она взята – из колодца с живой водой или из грязной лужи», – делает вывод иерей Дмитрий Кулигин.
Подобное происходит со многими традициями нашего народа. Да хотя бы с той же Масленицей! Первоначально она была связана с языческим почитанием солнца и окружающей природы. Но в христианской традиции языческие элементы были «переплавлены» и позже уже не воспринимались как собственно языческие. «И сегодня, конечно, возрождать языческие традиции было бы нелепо и смешно", – говорит кандидат исторических наук священник Андрей Постернак. Воскресное чтение Евангелия на неделе о Страшном Суде напоминает нам о неизбежности Страшного Суда для каждого. Церковь свидетельствует о новом круге жизни. «Поэтому в эти дни так по-особому чувствуется ценность простых житейских и семейных радостей. Но для большинства людей невоцерковленных видна только внешняя сторона: блины, народное гуляние и так далее, что не имеет никакого отношения к настоящей духовной жизни", – считает отец Андрей.
Наместник Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон Шевкунов уверен, что смысл Масленицы отнюдь не «в разгульных гуляниях». «Это очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл Масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А испросив прощения, как не сесть за пир? Все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: "... приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться" (Лк. 15: 23). Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе – блины. Все настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу Масленицы в наши дни».
Церковное празднование Масленицы имеет мощный миссионерский и просветительский потенциал. Настолько мощный, что его не смогли сломить даже годы махрового атеизма в нашей стране. Правда, у нас практически стерта историческая память о празднике. «Я убежден, – высказывает свою точку зрения ректор Российского православного университета, настоятель Иоанно- Богословского храма – Патриаршего подворья в Китай-городе – игумен Петр Еремеев, – что мы, священники, должны сделать все для того, чтобы центром празднования Масленицы стали храм, Соборная площадь. Сегодня во многих городах уже так и происходит. По большому счету, кроме Церкви, и некому организовать народный праздник так, чтобы он получился не вульгарным, не примитивным. Если мы этого не сделаем, если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники- пустозвоны. Мы живем в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование Масленицы действительно христианским или, наоборот, окончательно потерять возможность сделать это».
Иеромонах Димитрий Першин называет Масленицу «невероятной миссионерской удачей Русской церкви», поскольку полностью переосмысливается суть весеннего буйства. А ведь в языческой культуре ей была уготована именно эта участь.
Казалось бы, название праздника метафорично относит нас к образу масленичного блина наподобие солнца. Солнце – Ярило – было языческим божеством. К тому же многие ученые утверждают, что Масленица берет свое начало в языческой традиции дня весеннего солнцеворота. Однако весенний солнцеворот определен конкретным числом, а Масленица, привязанная к Великому посту, может праздноваться как зимой, так и весной, как около дня весеннего солнцеворота, так и задолго до него (более чем за месяц). Празднование ее непосредственно перед Великим постом как раз указывает на тождественность с церковной Сырной седмицей, когда народ лакомится сырными продуктами, в том числе маслом.
Напомним, что задолго до Великого поста мы уже чувствуем его "шаги". За три недели до начала открывается Постная Триодь, впервые звучит "Покаяния отверзи ми двери…" и читается Евангельская притча о мытаре и фарисее – так Церковь начинает подготавливать нас к покаянным дням поста. На следующей воскресной службе добавляется пение 136 псалма "На реках Вавилонских…" и вспоминается притча о блудном сыне. Еще через неделю мы слышим грозные слова о Страшном Суде. А воскресенье перед самым постом называется Воспоминанием Адамова изгнания (Прощеным воскресением). Затем следует сам Великий пост, наполненный покаянным чувством. Наконец, приходит Страстная седмица, когда мы как бы страдаем и умираем вместе со Христом, и, наконец, наступает Пасха.
Богословски иерей Дмитрий Кулигин это время объясняет таким образом. До грехопадения человеку была дана свобода (Сырная седмица), но он не смог достойно нести ее. Наступает изгнание человека из рая (Неделя Адамова изгнания) и последующие скорбь, тяготы и покаяние о грехе (Великий пост). Но вот приходит Христос, умирает за нас (Страстная седмица), воскресает и дарует нам жизнь вечную (Пасха). В итоге путь от предпостных дней через пост к пасхальному торжеству означает путь от Адама ко Христу.
В этом контексте становится понятно, что разгул, веселье – это метафора грехопадения. Подобное состояние еще не осознается человеком, как трагедия. Все впереди. Кстати, масленичное чучело – не что иное как символ "ветхости", греховности. Его сжигание – преодоление "ветхого человека" в себе самом, а по большому счету и преодоление смерти. Материал чучела – солома – тоже свидетельствует о ветхости ("яко трава бо огнем будете изсохше…"). Огонь, относящийся к христианской символике, это греховные страсти ("и вечного огня исхити"). Эта стихия противоположна воде – очищению, победе над грехом. И в Масленую неделю Церковь напоминает об этом: "Одожди нам благоутробия Благодетелю каплю, потопляющую нашу скверну всю", "пощения Божественною водою душевныя скверны отмыем".
Да, можно найти в праздновании Масленицы элементы язычества. Однако суть, как видим, иная. Даже блины – весьма натянутый образ солнца. Это просто древнейшая форма мучной пищи. То есть по происхождению они никоим образом не магическая еда, а старинное блюдо, получившее обрядовое применение. И нужно отделить зёрна от плевел, чтобы не дать сорнякам загубить доброе семя христианской традиции. Если это не сделать сейчас, когда широко популяризируются европейские нравственные ценности в нашей стране, то нас и наших детей захлестнет такая волна бездуховности и псевдодуховности, с которой мы справиться уже не сможем.
Наталья ВАЙЦЕХОВСКАЯ