ГДЕ ПАШЕТ СОШКА...

ДАЛЁКОЕ-БЛИЗКОЕ 

САМОЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ СЕЛА, КУЛЬТУРЫ И БЫТА ОТРАЗИЛАСЬ В УНИКАЛЬНОМ СЕЛЬСКОМ МУЗЕЕ 

Экспозиция под условным названием «Музей хлеба» вот уже который год работает в селе Успенка в окрестностях Тюмени. Здесь действительно можно побывать в Зале хлеба. В разряд экспонатов попали также крестьянская изба, баня по-черному, макет деревянного колодца «Ворот-журавль»… Открыты залы этнографии, природы края, истории культуры и здравоохранения, часть выставки посвящена трудовой и боевой славе односельчан. Четырехвековая история села, культура, быт и традиции русских переселенцев так или иначе отразились во множестве предметов, представленных на стендах, стеллажах, в различных коллекциях... Уголок истории притягивает гостей из дальних мест и из ближайших городов и сел.

ЕСЛИ ХЛЕБ НА СТОЛ, ТО И СТОЛ – ПРЕСТОЛ 

Согласно исторической справке, издавна в здешних местах сеяли озимую рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, ярицу (яровую рожь). Урожаи в пятьдесят пудов зерна с десятины считались хорошими. Чаще все же были неурожайные годы – горькие и трудные для крестьянских семей. Нелегкая доля хлебопашца так или иначе отражена на выставочных стендах. Перед входом – известные нам с детства слова: «Хлеб – всему голова». «Где пашет сошка, там хлеба крошка», – встречаем еще одну крестьянскую поговорку. 

Далее – всё, что связано с выращиванием этого продукта, начиная «от сохи». Плуги, бороны, серпы, косы, цепы, решёта, ступы, мельничные жернова, снопы ржи, пшеницы... И, конечно, сами «хлебобулочные изделия» – его высочество Хлеб, добытый большим потом, непомерным трудом селянина. Внимание посетителей привлекает репродукция известной картины «Жницы», где мать кормит грудью младенца, рядом – люлька, висящая на кольях, работающие на жатве женщины, дети, мужики… Классический сюжет патриархальной Руси, иллюстрирующий тот факт, что вырастить и испечь хлеб – это подвиг. Здесь вам расскажут и о старинных традициях. Когда, к примеру, крестьянин вязал первый сноп нового урожая, то ставил его непременно в передний угол – это был сноп-именинник. На выставке представлен макет ветряной мельницы, хотя в Успенке использовались мельницы водяные. На них и перемалывали зерно в муку. Наконец, буханка душистого хлеба, завершающая процесс. Иногда пришедших в музей спрашивают: а чем пахнет хлеб? Одни говорят – зерном, другие молчат – не знают, что сказать. А иные находят правильный ответ: «Хлеб пахнет хлебом». 

Посещение такого музея – это своеобразное открытие, особенно для юных экскурсантов. Хотя, казалось бы, что такого особенного, нового можно узнать о хлебе? Его сегодня много. В магазинах полки ломятся от всяческого его разнообразия. И молодым людям, не знавшим нужды, не голодавшим, кажется: такое изобилие было всегда. Поэтому акцентированное напоминание о подлинной цене и ценности главного нашего продукта лишним не бывает. «Если хлеб на стол, то и стол – престол». Формула, вместившая в себя столько смысла. Или вспомните такие известные выражения: хлеб – имя существительное, хлеб-батюшка... Куда как актуальны сегодня и старинные нравоучения: «Не проголодавшись, за стол не садись – дороже хлеба ничего нет. Не сняв шапки, за стол не садись – старше хлеба ничего нет. Не вымыв руки, за стол не садись – чище хлеба ничего нет». 

ДАЁШЬ БАНЬКУ ПО-ЧЁРНОМУ! 

И где, как ни на селе, в самый раз увековечить прародительницу современных теремов- особняков-коттеджей – крестьянскую избу. Первым к этому пришел основатель Успенского краеведческого музея Георгий Сотников. Именно Георгий Яковлевич перенес на территорию музея типичную успенскую избенку. В ней постарались собрать всю сопутствовавшую селянам на протяжении веков атрибутику: предметы быта, вещи, одежду... Изба, как известно, считается самым экологически чистым жильем. И даже странно как-то, когда это стародавнее жилище у некоторых ассоциируется только с прошлым. А ведь войдя в избу, современный посетитель восхитится рациональностью и удобством быта наших предков, его продуманностью. Местные ревнители старины и вовсе высказываются за то, чтобы по большому счету возвести здесь некий национальный архитектурный ансамбль – настоящую «новую-старую избу» по общепринятым на Руси канонам, со всеми необходимыми постройками, насаждениями... Включая, конечно, баню по-черному. Настоящие ценители ритуала, посетив здешний музейный вариант – с берёзовым веничком, с каменкой и иной атрибутикой, с удовольствием вспоминают давнюю традицию национального омовения. «Баня по-черному, но дух в ней ядреный», «Баня парит – здоровье дарит». Поговорки, во всяком случае, не устарели. Нужны мастера, знатоки этого дела. А где их взять? Поэтому, утверждают скептики, русскую усадьбу воссоздать – это вам не фунт изюма. 

А пока читаем отзывы в книге гостей музея: «С радостью посетили крестьянскую избу, баню по-черному, словно побывали в своей молодости», «Везде здесь говорит русская душа – добрая, щедрая, бескорыстная», «Огромное спасибо тем, кто создал такое чудо и столько лет хранит доброе, вечное…», «Выражаем благодарность хранителям музея за их труд и уважение к истории нашего края, к нашим предкам и России в целом – замечательно, что такой островок истории и памяти существует и действует». 

УСПЕНСКАЯ ВОЛОСТЬ 

Первые жители появились на месте нынешней Успенки и других окрестных поселений в 1620-х годах. Переселенцы шли из европейской России – они бежали от жестокого феодально- крепостного угнетения. Место ими было выбрано вполне удобное для жизни: в речке Кармак водилась рыба обильно, в окрестных лесах встречалось много дичи, а на заливных лугах в пойме реки Пышмы имелись богатые покосы. Благоприятные природные условия обеспечили быстрый рост села. Важную роль сыграло и наличие рядом Московского тракта. Успенка становится волостным центром, в состав которого входили расположенные вдоль тракта деревни Мальцево, Гилево, Мостовщики, Рябово, Верховина... Основными занятиями новопоселенцев были земледелие и животноводство, изготовление телег, саней, коромысел, дуг, кирпича, местные умельцы также катали валенки, ткали ковры и холсты… В те времена в Успенке насчитывалось 250 дворов, проживало более тысячи человек. При волостном правлении «было две церкви, сберкасса, земская школа, 10 торговых лавок, 4 водяные мельницы, казенная винная лавка, торжки по праздникам и еженедельно...». 

В свое время основатель музея Георгий Яковлевич Сотников и бывший глава администрации сельсовета Николай Степанович Сараев не только открыли сельский музей, но и воссоздали прекрасную Успенскую церковь. Было отлито шесть колоколов, и теперь над селом каждый день плывет малиновый звон. Церковь, кстати, была построена 140 лет назад, в 1878 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. В честь этого события село и приобрело свое нынешнее название. 

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/ 

 


35594