ПОКА ЧАД НЕ ПРЕВРАТИЛСЯ В АД

РЕПЛИКА 

Главные улицы областного центра уже давно стали зелеными. Но не по причине экологической безопасности, а из-за большого количества пассажирских автобусов. 

Сплошным потоком движется «зеленая река», выбрасывая в воздух ядовитые выхлопы отработанной солярки. Нас уверяют, что на магистралях большого превышения ПДК отравляющих веществ нет. Однако я не раз был свидетелем, как людям на оживленных перекрестках становилось дурно. Чтобы там ни говорили, но проблема существует. 

В советское время, вспоминают мои родители, по улицам ходили совершенно безвредные троллейбусы. Несколько автопредприятий были переведены на более экологичное газомоторное топливо. В перестроечные годы этот транспорт из города исчез. 

А недавно в сфере экологической модернизации транспорта нас «порадовали» появлением в Тюмени первых электроавтобусов по маршруту № 10, соединяющему аэропорт Рощино с железнодорожным и автовокзалом. На мой взгляд молодого человека, получающего техническое образование, вместо серьезного и кардинального решения злободневной городской проблемы нам подсунули показушный трюк, дескать, вот как мы заботимся о людях. Во-первых, климатические условия Тюмени не способствуют развитию такого вида транспорта. Во-вторых, кто позволил чиновникам транжирить деньги налогоплательщиков на заведомо затратную транспортную технологию? У этого проекта при ближайшем экономическом и техническом рассмотрении нет перспективы. 

Чтобы не быть голословным, напомню о технологической цепочке для получения электроэнергии: добываем природный газ метан, сжигаем его на ТЭЦ и вырабатываем энергию, которую по проводам доставляют потребителям. А что если для автотранспорта исключить выработку электроэнергии на ТЭЦ, которая стоит немалых денег, и сразу же использовать метан в качестве газомоторного топлива? Не случайно цена на компримированный (сжатый) метан сегодня является сверхдоступной – в два-три раза дешевле бензина и солярки. 

Совершенно непонятно игнорирование тюменцами природного метана из разветвленной сети трубопроводов. С его применением мы могли бы в несколько раз сократить вредные выбросы в атмосферу. Это обстоятельство уже сполна оценили города-миллионники. Там массово переводят пассажирский транспорт на газомоторное топливо. Совсем недавно наблюдал, как водитель туристического автобуса из Екатеринбурга расспрашивал тюменцев, как проехать на метановую заправку. А когда выяснил, что в городе имеется лишь одна такая газокомпрессорная заправочная станция, язвительно произнес: «Ну и дыра же эта Тюмень! Ноги моей здесь больше не будет». 

Я еще не рассказал о других достоинствах природного топлива. При использовании метана моторесурс двигателей увеличивается в 1,5-2 раза. Этот газ более безопасный при эксплуатации. Метан легче воздуха и без неприятных последствий устремляется в атмосферу. А вот пропан-бутан, поставляемый с Тобольского нефтехимкомбината, в 1,5-2 раза тяжелее воздуха и имеет взрывоопасное свойство растекаться и скапливаться в нижних нишах автомобилей. Мог бы и дальше рассказывать о преимуществах метана в качестве газомоторного топлива, только зачем? О них прекрасно знают тюменские законодатели, которые до сих пор не могут принять Закон «О природном газомоторном топливе». Хотя мои вузовские преподаватели читают на эту тему циклы лекций. 

Меня удивляет непробиваемая стена на пути внедрения метана. Даже закрадывается мысль: не потому ли мы дышим ядовитым чадом в любимом городе, что кто-то лоббирует интересы других поставщиков топлива. Правда, это всего лишь предположение. 

Виктор МЕХРЯКОВ, студент


35531