НА ПЯТИ КИТАХ

ОБРАЗОВАНИЕ 

БУДУЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ СТАНЕТ ПОКОЛЕНИЕМ РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Очевидность глобальных технологических изменений и полное оцифровывание мировой экономики уже не обсуждаются: перемены начались и стремительно набирают трансформирующую скорость. Отечественное высшее образование не собирается стоять в сторонке.

Не намерен сворачивать с исторического «большака» на «обочину» и опорный вуз региона – Тюменский индустриальный университет. 

О реализации долгосрочной стратегии ТИУ, о движении опорного вуза по «пятиполосной магистрали» размышляет проректор Тюменского индустриального университета Людмила ГАБЫШЕВА: 

– Мне больше нравится сравнение не с полосами шоссе, а с опорами, поскольку наш вуз – опорный. И поддерживают эту «твердь» пять опор, пять блоков, пять «китов». 

Первый наш кит – это практико-ориентированное обучение. В чём его суть? 

Правильные родители, подготавливая ребёнка с детства к самостоятельной жизни, используют проверенную временем бытовую образовательную методику: сначала ребёнка приглашают к участию к какому-либо действу в качестве пассивного наблюдателя. Затем начинают поощрять его малую посильную помощь. Далее ему доверяют выполнить уже часть процесса. И, наконец-то, ребёнку поручают исполнить задание самостоятельно от начала и до конца. И оказывается, что дитё умеет гладить, пришивать, стирать, немного готовить, убирать комнату и прикручивать отпавшие дверцы шкафа. Притом что его не нагружали сначала теорией, то есть лекциями по физике температур и трения, химии продуктов и растворов, биологии технических растений и геометрии параллельных линий. Всё самое интересное родители оставили ребёнку на потом. 

Так и мы сегодня постепенно отказываемся от линейного образования, когда сначала штудируешь годами учебники, а потом месяцами вспоминаешь прочитанное на производстве, где давно уже всё новое, только учебники по нему ещё не успели написать. 

Помимо знаний, умений и навыков, необходимых для сложной трудовой жизни, практико- ориентированное обучение наделяет студентов профессиональными и индивидуальными качествами, которые в сумме с другими компетенциями предлагают готового специалиста здесь и сейчас, а не там и потом. Переходя из аудиторий с линейным потоком информации в лаборатории со стендами реальности и на производственные площадки, практико-ориентированное обучение увлекает обучающегося сразу же в материально- динамичный мир предмета и/или явления, оставляя погружение в теорию уже на тот момент, когда глаза увидели, уши услышали, руки попробовали, а мозг ухватил. Осваивая материальный процесс, студент начинает понимать теорию осознанно. Тогда-то и появляется критичность взглядов и разнообразие мнений, а это главное условие для того, чтобы подготовить к будущей жизни высококлассного специалиста с реальными (а не декларативными!) компетенциями инженера, предпринимателя и исследователя. 

Второй стратегический блок – взаимодействие с индустриальными партнёрами. 

Естественно, что интересная и сложная подготовка специалистов-универсалов со «студенческих пелёнок» возможна только в одном случае, если у современного производства есть в них потребность… И она есть в таких масштабах, что край её теряется далеко в будущем. 

Начиная с 60-х годов XX века, у производственников было чёткое понимание профессиональной адаптации: на полное вливание молодого специалиста в устоявшийся производственный процесс отводилось от 8 недель до 18 месяцев. Всё зависело от сложности производства. Сейчас же всё меньше и меньше остаётся производств, готовых ждать высокопроизводительную отдачу от новичка хотя бы три месяца испытательного срока, регламентированного Трудовым кодексом РФ. Планка требований к полной профессионально-трудовой приспособляемости установилась на отметке от 5 рабочих дней до 8 недель. 

Таким образом, все наукоёмкие (инновационные) и стратегические отрасли экономики нуждаются в научно-инженерно- предпринимательском «спецназе». 

Для ТИУ индивидуальная область внедрения, развития, роста и тиражирования практико- ориентированного обучения достаточно масштабная и многоуровневая, то есть соответствует принципу образовательного дифференцирования и принципу диверсификации знаний, способных настроить и закрепить во времени устойчивую и многофункциональную практико- ориентированную образовательную матрицу (систему обучения): ТЭК – это разведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и производство основного капитала; строительство – это материаловедение, землеустройство, дороги, здания и сооружения; транспорт – это производство оснастки, оборудования и механизации; ЖКХ – это производство инженерной инфраструктуры, включая материалы, конструкции и оборудование. 

«Кит» номер три – электронное обучение. 

Если у кого-то сложилось мнение, что при практико- ориентированном обучении студенты даже стен вуза не увидят, а сразу же пойдут в цеха, на строительные площадки и на месторождения, то он немного ошибается: вуз с удовольствием распахнёт свои двери перед всеми, кто будет возвращаться в храм науки с практико-ориентированных производственных площадок с большим желанием закрепить наработанное отличным дипломом. Сами же теоретические знания студенты будут получать без отрыва от практического обучения и во время самоподготовки. 

Данную образовательную конструкцию университет обеспечит с помощью электронного обучения: массовые открытые онлайн курсы, мобильные приложения с заданиями и справочно-методическим материалом, прослушивание и просмотр заданий с компактных цифровых носителей, доступ в электронную библиотеку и консультационные центры кафедр. Университет уже сейчас приступил к созданию смешанных (blended) образовательных программ, в которых онлайн образование и традиционное очное (оффлайн) органично дополняют друг друга. Таким образом, студенты будут одновременно в реальном времени обучаться специальностям практически и получать нужную теорию фактически. 

В перспективе через 15–20 лет та часть образовательных программ, которая ориентирована на получение знаний, почти полностью перейдет в цифровую онлайн форму. Это позволит университету сместить акценты в работе преподавателей с простой передачи знаний на другие цели (например, развитие универсальных личностных компетенций, эмоциональной сферы, применение наиболее эффективных с точки зрения взаимодействия учитель- ученик методик обучения). 

Помимо подготовки из студентов высококлассных специалистов, электронное обучение в университете будет распространено по следующим образовательным направлениям: повышение квалификации, переподготовка работников, дополнительное образование и тиражирование знаний путём экспорта образовательных услуг. 

Четвёртый «кит» – международная интеграция и экспорт образовательных услуг. 

На сегодняшний день Тюменский индустриальный университет активно сотрудничает с Китаем в части подготовки китайских специалистов в области добычи и транспортировки углеводородов. 

Вообще возможности практико-ориентированного обучения в дуэте с электронным обучением позволяют университету интегрироваться с мировой образовательной платформой не отдельными профессионально- территориальными методиками, а сразу же проектно-матричной системой экспорта профессионально-образовательных услуг. Скажем, странам Арктического бассейна и некоторым другим интересантам уже любопытны технологии добычи и транспортировки углеводородов с морского шельфа в условиях постоянно низких температур и безостановочного движения льда. Другие государства интересуются только транспортировкой и хранением углеводородов... Наконец, экологический подход к строительству дорог, прокладки инженерных коммуникаций, утилизации отходов производства и жизнедеятельности – эти и ещё многие другие знания университет планирует передавать как отечественным, так и зарубежным студентам. 

И пятый стратегический блок – технологическое предпринимательство. 

Главный результат практико- ориентированного обучения – это выработка способности правильно оценивать происходящее вокруг, чтобы с высокой точностью делать долгосрочные (на 5–6 лет) прогнозы развития ситуации, которую, в свою очередь, необходимо контролировать и, само собой, корректировать в ещё более отдалённой перспективе, то есть на расстоянии в 10, 20, а то и 50 лет. 

Современных специалистов нужно готовить к тому, чтобы они могли уверенно предпринимать шаги в области инноваций: прототипирование и здесь же – композитное материаловедение и нанотехнологии; робототехника и здесь же – мехатроника и дроноведение; компьютерные технологии и здесь же – экономико- математическое моделирование и мобильное программирование; цифровые технологии и здесь же – производственная телеметрия и телефония; наконец, биотехнологии и здесь же – практический биосинтез и экологический аудит. 

Таким образом, будущий выпускник университета становится универсальной образовательной биосистемой: инженер, обладающий компетенциями в сфере научно-технической, технико-технологической и производственной деятельности; исследователь, имеющий представление о современном этапе научно-технического прогресса и тенденциях развития науки, техники и технологий, готовый участвовать в реализации научно- технических проектов; руководитель, осознающий особенности функционирования наукоемкого производства; предприниматель, способный инициировать собственный «старт-ап» по созданию малого инновационного предприятия в научно-технической сфере и, конечно же, с большой буквы – Человек. Двумя словами – образовательный «спецназ»! 

Эти пять стратегических блоков Тюменского индустриального университета – опорного вуза региона – не могут быть автономны, потому что самостоятельность нарушит логичную структуру целостности. Локомотивом образовательной платформы выступает практико-ориентированное обучение. Оно предлагает производствам те ценности, в которых они нуждаются, чтобы перезапустить по-новому индустриализацию отрасли и, как следствие, отечественной экономики. Экономика в лице предприятий предоставляет реальные стенды с лабораториями, экспериментальные цеха и тестовые полигоны, которые университет наполняет образовательными ресурсами в виде передовых технологий обучения. Уровень компетенции, которым будут обладать выпускники, позволит каждому сформировать успешную карьеру. 

Что касается перспективы, то мы абсолютно уверены в том, что на смену линейному (дискретному) образованию пришла новая эра обучения. Формат и наполнение цифровых технологий приблизили нас к пониманию законов информационного поля Земли. Таким образом, от узкого охвата явлений человек эволюционно переходит к системному освоению Мира. 

Если мы возьмём за точку отсчёта сегодняшний день, то минимум два поколения людей будут развивать всё то, что сегодня выносится на первый план в российском профессиональном образовании. Будущее поколение станет поколением развития новых, то есть уже космических знаний. 

Впереди у Тюменского индустриального университета очередной очень интересный, прорывной и замечательный этап развития! 

НА СНИМКЕ: проректор ТИУ Людмила Габышева. 

Выслушал и записал 

Леонид ТКАЧУК /фото автора/ 

 


35521