КОЧКА ЗРЕНИЯ
«СОБАКА ЛАЕТ, А КАРАВАН ИДЁТ» (ВОСТОЧНАЯ ПОСЛОВИЦА)
Собачий год начался с драки. В прямом эфире радио «Комсомольская правда» в передаче «Радиорубка» схлестнулись Максим Шевченко и Николай Сванидзе. Кость раздора – Иосиф Виссарионович Сталин. Организатор великой Победы, по версии Максима Леонардовича. Он же кровавый убийца миллионов, по версии Николая Карловича. Словесная перепалка завершилась традиционным мордобоем.
Нас трудно удивить. Пощёчины, сок или вода из стакана в лицо оппоненту (а то и сам стакан), депутатские таскания друг друга за вихры, непарламентские выражения – таков краткий перечень обычных аргументов в нашем эфире. Не так давно на первом канале, в передаче «Время покажет», наш единоросс тоже полез в драку с поляком. Видимо, других способов доказательства правоты в отечественной культуре нет. Прямо-таки средневековая Русь накануне Батыева нашествия! Страна, раздробленная усобицами, немногого стоит. И вряд ли устоит.
– Ты плюёшь на могилы отцов! – кричит Шевченко.
– За такие слова можно и по морде дать! – отвечает Сванидзе.
– А ты дай! – провоцирует Шевченко. И получает пощёчину, после которой должна следовать картель – вызов на дуэль. Ответ – два боксёрских хука. Почерк провокатора. Дворянский этикет – удобное прикрытие для бретёров, провоцирующих конфликт и затем убивающих соперников. И это «мягкий, останавливающий удар», как говорит о нем в своём блоге Шевченко?! Ладно, пускай остаётся он на совести бретёра. Как и разница в весе и в возрасте.
«Наш прискорбный конфликт с Николаем Сванидзе, – как бы оправдывается Шевченко. – Словесная дискуссия переросла в оскорбления и угрозы со стороны Николая Карловича. На агрессию он получил мягкий останавливающий отпор... Жаль, что за недостатком интеллектуальных аргументов, некоторые люди распускают язык и руки... Все дискуссии должны ограничиваться словами...».
Нет, каково! «Распускают язык». Так на то и дискуссия, чтобы «язык распускать». Другое дело – распускать руки. Так ты и сам попросил об этом. Что не поделили Шевченко со Сванидзе? Прошлые победы? Прошлые ошибки? Разговор глухих. Прикормленный идеолог и оппозиционный историк. Их позиции не стыкуются, как два компьютерных языка.
Мой приятель загнал в свой комп две антивирусные программы. Они восприняли одна другую, как вредоносный «троян», и стали воевать. Комп завис. Приятель решил удалить один из антивирусников. И началось! Удалённая программа за ночь самовосстановилась, и боевые действия развернулись с новой силой. В общем, чистить пришлось всё с нуля, как в большевистском партийном гимне, «до основанья, а затем…».
Геморрой с «антивирусниками» разворачивается и в стане интеллектуальной элиты. Ладно бы политическая элита повздорила. Мудрая многопартийная система позаботилась исключить всякое объединение сил, и официальная власть безмятежно здравствует, руководствуясь проверенным рецептом древних – Divide et impera (разделяй и властвуй).
Однако в науке единства взглядов нет и быть не может. Наука заточена под другой формат. Единодушие – гибель научного поиска.
Даже великое детище Эйнштейна в научном мире скромно именуется «теорией». Нет абсолютных истин в конечной инстанции.
Отношение к прошлому для историков всегда будет неоднозначным. Былое препарируется учёным с беспристрастностью медика-эксгуматора. Он различает и бархат «повапленных гробов», и смрад гниющих останков.
Истина «победителей не судят» для историка – пустой звук. Ещё как судят! И заслуги Сталина на фоне непомерных утрат страны для историка всегда будут пирровой победой, хотят этого или не хотят рьяные вождисты. Прошлое для историка – полезный урок, горькая пилюля для очистки организма.
Для идеолога прошлое – икона, бархат, набальзамированная мумия в Мавзолее, святой источник вдохновения, лёгкий способ заставить прошлое работать на настоящее и будущее. Без нюансов. «Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу». Не замай! Прикормленному идеологу слёзы умиления мешают увидеть следы грязных рук на святых знамёнах.
Что же получается? На щитах у наших рыцарей одинаковые девизы – «На пользу Родине!» Но рецепты пользы разнятся. И тут уж ничего не поделаешь. Как поёт Булат Шалвович, «времени не будет помириться». Остаётся только лояльно лаять. Главное, постараться при этом обойтись без взаимных укусов. Всё равно караван не остановишь…
Леонид ТКАЧУК