КОГДА ТАК ХОЧЕТСЯ ИСКУССТВА

ВЫСТАВКА 

Выставка "Работа никогда не завершается" в новом здании Тюменского музейного комплекса свою работу завершила. Финалом насыщенной программы стала лекция-экскурсия Лизы Савиной, искусствоведа, критика и куратора арт-проектов из Петербурга.

Послушать ее выступление под провокационным названием "Как смотреть современное искусство и не испытывать чувства неполноценности" пришло так много тюменцев, что вместо экспозиционного зала пришлось расположиться в актовом, а реальную прогулку по выставке заменить виртуальной. По окончании желающие смогли подняться на третий этаж и со знанием дела рассмотреть произведения, которые только что демонстрировались на экране. Два с лишним часа теоретической подготовки – не шутка! 

Слушатели даже посетовали, что виртуальную экскурсию приурочили к окончанию выставки, а не к открытию: после общего обзора и рассказа о художниках нестандартная экспозиция стала понятнее, а значит, интереснее. «Все-таки сложно воспринять то, что не вызывает у тебя никаких ассоциаций", – отмечает Лиза Савина. А не возникает, потому что из сознания российского зрителя выпал целый пласт истории искусства – по сути, весь XX век. В это время мировой художественный процесс продолжал движение в направлении, заданном в том числе мастерами русского авангарда, а отечественное искусство шло своим путем, то есть катилось по рельсам соцреализма. За последние тридцать лет кое-что удалось наверстать, но и сейчас для многих история искусств заканчивается двадцатыми годами, то есть тем самым авангардом. 

Савина вспоминает, как сама впервые ходила по выставкам современного искусства, задаваясь вопросами: что это такое, для чего, зачем? Пришлось разбираться, восстанавливать утраченный контекст. А контекст, культурный фон есть у каждого произведения. Не зная этого фона, невозможно понять, что хотел сказать художник. Впрочем, и зная, ошибиться легче легкого. Но бояться ошибок не стоит. 

"Пространство для интерпретации – это то, за что я люблю современное искусство. Когда мы заходим в традиционный музей, у нас не возникает разрыва, потому что большая часть контекстов в классическом музее более-менее понятны – это либо Библия, либо мифология. И от этого я страшно скучаю... Чувство эстетического не запускает интеллектуальную деятельность. А современное искусство в этом смысле прекрасно, потому что в нем есть допустимая амбивалентность. Что хотел сказать художник, что в этот момент имел в виду его куратор, что – куратор проекта, что видели и подумали мы, и как выстроить мост между этими точками зрения...". 

В свое время Савиной довелось поработать в нескольких галереях, одна из которых специализировалась на коврах. Так что к коврам у петербургского искусствоведа отношение особое. Узнав, что в Тюмени затевается проект, отправной точкой которого выбран местный ковер, Савина пришла в волнение. Об истории промысла, конечно, почитала. Но любопытны ее первые впечатления: "Когда я увидела тюменский ковер, у меня возникла собственная легенда. Военные годы, зима, холодно. Приходит человек и говорит: "Слушайте, я привез с собой в эвакуацию жостовский поднос. Хотелось бы его на стену, и чтобы он пушистый был". Вот так, через цепочку ассоциаций, на основе личного опыта и трактуется любое произведение современного искусства. 

А тюменский ковер на выставке и представлен как современный арт-объект в самых разных вариациях. Например, оригинальный и ироничный художник Леонид Тишков создал очень серьезную работу "Безымянная", посвятив ее трагической судьбе репрессированного деда, который, по документам, был расстрелян в Тюмени в 1937 году. Ворох старой одежды, укрытой ковром, воссоздает могильный холмик, при этом сам ковер, махровый, красочный, рождает целый поток ассоциаций: тут и райские кущи для невинно убиенных, и черная, рыхлая земля на свежей могиле, и яркие, пышные цветы – всходы новой жизни... В фотоинсталляции Романа Мокрова ковер становится объединяющим элементом – и в буквальном, и в символическом смысле. Художник предложил желающим запечатлеть себя на фоне настенного ковра, как делалось в советское время, и опубликовать снимки в социальных сетях, тем самым совместив старое и новое. А на выставке эти фотографии сгруппировались вокруг тюменского ковра. 

Взаимоотношения традиции и современности – центральная тема проекта, и каждый художник решает ее по-своему. Кто-то стремится актуализировать традицию, подчас очень необычным способом, кто-то, напротив, разрушает. Как итальянец Микеле Джангранде, создающий "каракули" из старых ковров. Но не думайте, что на выставке были одни ковры. Ассоциативный ряд гораздо шире: текстиль, пряжа, ткачество, нити времени и судьбы… Так, Евгения Мачнева в трудоемкой технике шпалерного ткачества воспроизвела отрезок трамвайного маршрута № 36, который соединяет Петербург и поселок Стрельну. Этот маршрут протяженностью 66 (!) километров больше века остается практически неизменным. Художница смотрит на город из окна трамвая, но не стремится воссоздать его с фотографической точностью, а приглашает нас в путешествие по улицам своей памяти. Вероника Рудьева-Рязанцева представила лоскутное одеяло, но не из ткани, а из фрагментов видеозаписей. Видео-арт, наверное, одно из самых перспективных и быстро развивающихся направлений современного искусства. Но и самое трудное для восприятия, хотя бы потому, что требует от зрителя гораздо больше времени и внимания, чем произведение статичное. Экспозиция собрала работы двадцати шести художников, в том числе разностороннего и деятельного Тимура Новикова – фигуры для неформального искусства Ленинграда-Петербурга, что называется, культовой. Именно у Новикова в мастерской родилась идея фильма "АССА". 

Выставка "Работа не завершается никогда" приехала к нам из Екатеринбурга в рамках масштабного проекта "Уральская индустриальная биеннале". Название экспозиции дало произведение англичанки Элизы Беннет "Работа женщины никогда не завершается". Это программная, но весьма спорная вещь: видеозапись и фотографии показывают, как художница накладывает стежки на кожу собственных рук, имитируя мозоли от нескончаемой женской работы. 

Так что же такое современное искусство, и как его узнать? Ответ обескураживает: "Искусством является то, то общество признало искусством. Мы занесли это в музей, и нравится вам или нет, но это искусство". 

Но как бы там ни было, хорошо, что выставка состоялась. Пусть классики соседствуют с современниками, местные с приезжими, новаторы со сторонниками традиций. Проект показал: тюменцам очень хочется искусства. И важно, чтобы для всех нашлось место. 

Кира КАЛИНИНА /фото автора/ 

 


35445