ИМЕНА
Во второй половине Х1Х столетия в России возникла плеяда выдающихся мыслителей-энциклопедистов, представляющих целый пласт русской культуры, космическое направление научно-философской мысли, включающая ученых, общественных деятелей разных направлений. Среди них: Н.Ф. Федоров, Н.А. Сетницкий, В.И. Вернадский, Н.А. Умов, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, С.Н. Булгаков и др. Загадочной фигурой в строю русских космистов представляется Александр Васильевич Сухово - Кобылин (1817 – 1903).
Саша родился в богатой глубоко религиозной дворянской семье в селе Воскресенское Подольского уезда Московской губернии. Получил прекрасное домашнее образование, затем с отличием окончил Московский университет, физико-математическое отделение философского факультета. Глубокие познания естественных наук позволили ему представить две научные работы: по математике и гуманитарному циклу, за которые Александр получил золотую и серебряную медали. Свое образование будущий мыслитель продолжил в Германии, в Гейдельбергском и Берлинском университетах.
Мыслительная устремленность в познании всего сущего была им настолько всеохватывающей, что задаешься вопросом: чем обусловливается зарождение и образование талантов и гениев, несгибаемых характеров? Видимо, по мере взросления и приобретения жизненного опыта у мыслящего человека рождается, возникает, существует одна высшая идея, как писал Ф. Достоевский, «идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные высшие идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из него вытекают…».
Основательно ознакомившись с философскими работами Гегеля, Александр Васильевич вознамерился полностью перевести их на русский язык. Эта работа привела его к космическому человечеству и к его бессмертию, к созданию философии Всемира, он посвятил ей около 40 лет. К осознанию идеи Всемира стала также эволюционная теория, высоко ценимая мыслителем книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой подбор». Даже в своих драматургических произведениях «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина», которые, надо сказать, до сих пор ставятся во многих театрах мира, писателем проецируется футурологическое развитие личности в социуме.
Концепция Всемира выстраивается мыслителем в виде ступеней, начиная от первобытного, стадного человечества, до «божественной общины», обживающей Вселенную. Сухово-Кобылин делит историю развития человечества на три стадии, три момента.
Первый момент есть теллурическое, или земное, человечество, заключенное в тесных границах обитаемого нами земного шара. «Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели. Сила или мощь, энергия организма выражаются в быстроте самодвижения. Самодвижение есть негация (отрицание) протяженности, пространства, т.е. летание». Слабость организма или его бессилие перед пространством есть нелетание. Отсутствие у теллурического человека крыльев есть мера его униженности перед пространством, он должен тотально одолеть пространство.
Второй момент – солярное человечество, т.е. то, которое является как бы всекупотой обитателей нашей Солнечной системы. Люди освоят пределы Солнечной системы, а для этого человек должен научиться летать, плавать в воздухе, как рыба в воде, т.е. солярный человек должен просветить свое тело, увеличить объем легких до удельного веса воздуха, как это исполнено птицей. Безграничная будущность человечества – преодоление невесомости материи, т.е. эфира.
Третий момент – сидерическое, или всемирное, человечество, т.е. вся тотальность миров, человечеством обитаемых во всей бесконечности Вселенной. Эта стадия характеризуется философом наличием мощнейшего уровня развития науки и техники, позволившего человечеству заселять другие планеты, создавать многие цивилизации, все дальше проникая в глубины Вселенной, одухотворяя ее мыслью и чувством. В данной эволюционной концепции прослеживается гегелевское влияние, его диалектическая триада (закон диалектики) «тезис – антитезис – синтез», придающая футурологический смысл. Человека технического сменит человек летающий, наступит эра идеального человечества. «Это универсальное единение и единство всемирного человечества,– писал Сухово- Кобылин, – есть его безграничная будущность, это одухотворение природы, исхождение природы в дух и мышление, в чистый бестелесный дух. Этот бестелесный человеческий дух и есть сам Разум, или разумный Бог. «Боги будете», – сказано в Писании.
Большую часть своей жизни Александр Васильевич Сухово- Кобылин провел вдали от цивилизованных научных центров, его местом пребывания было родовое имение село Кобылинка, которое он покидал лишь на некоторое время. Мыслителем написано великое множество статей по различным вопросам науки, искусства, литературы, философии, сделаны переводы с разных языков. Большая часть его оригинальных трудов сгорела во время пожара в декабре 1899 года, кое-что оказалось во Франции, а также в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ). Такова судьба творений отечественных гениев, идеями которых не только подпитываются последующие русские мыслители, но и ученые многих стран мира. Мощь мыслительной деятельности Александра Васильевича Сухово-Кобылина велика потому, что проявляется в самых разнообразных явлениях природы и искусства. Его пытливый ум ничего не оставлял без внимания.
Жизни и творчеству драматурга и мыслителя посвящен художественный фильм «Дело Сухово-Кобылина» (1991 г.).
Станислав ЛОМАКИН