НА ЧЁМ ИГРАЛ ЦАРЬ ДАВИД?

НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ 

О РУССКОЙ ГИТАРНОЙ МУЗЫКЕ

«Две гитары за стеной жалобно заныли…» – эти строки из известного стихотворения-романса Аполлона Григорьева, владевшего основами гитарной игры, конечно же, относятся к инструменту русского, то есть терцового строя. Не все знают, что с середины 19-го века шестиструнная гитара почти не была известна в России. 

По мнению ряда исследователей русской гитары, в частности М.А. Стаховича, именно терцовый строй более соответствует характеру русских национальных песен, суть которых наиболее ярко и образно выразил Александр Радищев в одной их своих работ: «Кто знает голоса наших песен, тот признается, что в них есть нечто, скорбь дешевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого». 

Активное внедрение шестиструнной гитары в России началось в 1920-30 гг., после приезда европейских знаменитостей – Андреса Сеговии, Луизы Валькер и других. По сути, в области гитары произошла революция, завершением которой стало почти полное исчезновение национальной составляющей этой отрасли культуры. Одновременно с доминированием шестиструнной гитары практически исчез из репертуара отечественных гитаристов и песенный элемент народного фольклора. Отдельные проявления национального мелоса можно отметить в опусах немногочисленных авторов: А.М. Иванова-Крамского, С.И. Руднева, В.В. Козлова… В гитарном дуэте семиструнная гитара более представительна. Говоря об этом, имею в виду, например, ансамбль В.Ф. Вавилов – Л.Ф. Андронов. Указанный коллектив стал лауреатом Всесоюзного фестиваля молодежи и студентов в 1957 г. Известен и дуэт В. Сычев – А. Косенко, чья игра была отмечена выпуском в 1982 г. грампластинки с записью музыки русских гитаристов 19 в. А дуэт С. Орехов – А. Перфильев получил большую известность благодаря блестящей игре русского гения семиструнной гитары Сергея Орехова. В остальном на эстетически не защищенной территории гитарного искусства доминирует шестиструнная гитара. Однако, то затихая, то усиливаясь, «борьба двух гитар» хотя бы в форме дискуссии продолжается и в наши дни. 

Какая из гитар старше? Сестры они или мать и дочь? Данному вопросу придают значение, главным образом, в России. Именно у нас в 1935 г. исследователем Владимиром Митрофановиче Кузнецовым была выпущена в свет брошюра «Анализ строя 6- и 7-струнной гитар». Автор аргументированно доказал превосходство русского строя над европейским в плане решений как гармонических, так и аппликатурных задач. И хотя В.М. Кузнецов не говорит прямо в пользу более древнего происхождения отечественной игры, но в тенденции его работа позволяет сделать именно такой вывод. Характерно, что статью о гитаре, помещенную в «Музыкальную энциклопедию», было поручено подготовить ленинградскому музыковеду, пианисту, автору двух монографий о гитаре Б.Л. Вольману – в своей главной работе «Гитара и гитаристы» он поместил следующий пассаж из рукописного собрания Б.В. Асафьева: «Любил я и «русскую семиструнку», но скорее по знаменитым поэтическим и литературным «сказам», чем в окружающей меня реальности, где над гитарой господствовало «вдохновенное нутро» вместо артистизма и презрение к профессионально- дисциплинированной игре». Предвзятость очевидна, она видна по вырванной цитате из надлежащего контекста. Борису Львовичу как ученому, претендующему на титул знатока истории гитары, должна была быть известна книга мэтра семиструнной гитары М.Ф. Иванова «Русская семиструнная гитара», прекрасное предисловие к которой написал не кто иной, как академик, лауреат Сталинской премии, народный артист СССР Борис Владимирович Асафьев. Гитарист, педагог и композитор Михаил Федорович Иванов был учеником известного знатока русской языковой культуры, педагога и общественного деятеля В.А. Русанова, М.Ф. Иванов, виртуоз и маэстро, один из немногих остался верен «русским отеческим преданиям» – не перешел на шестиструнный строй после триумфальных гастролей в СССР западных мастеров. 

Следует отметить, что защитники самобытной русской культуры Михаил Федорович Иванов и Валериан Алексеевич Русанов не обременяли себя проблемой «первородства» шестиструнной или семиструнной гитар, ограничиваясь сухим изложением известных по публикациям фактов. Так, М.Ф. Иванов упоминает о появлении в России гитары в 18-м столетии через людей, приехавших из Италии. Однако как могли внезапно преобразиться в терцовый (соль- си-ре, плюс удвоение) 4, 5, 6 струн (по мере их увеличения), имея преимущественно квартовый строй? Дело ограничивается констатацией соответствия «семиструнной» духу русского народа. Иванов ссылается при этом на Стаховича. В своем очерке «Истории семиструнной гитары» тот пишет: «Не потому ли этот инструмент (семиструнный – М.Я.) так полюбился русскому народу? Не потому ли он так особенно и почти исключительно подладил его под русскую песню?». М.А. Стахович вместе с другим классиком гитары Я. Штелиным считает, что 6-струнная версия в России не пользовалась успехом. Но вряд ли это является доказательством абсолютного музыкального превосходства семиструнной гитары в специальном контексте. В настоящее время в России 7-струнная гитара – почти исчезнувший инструмент как в среде академической музыки, так и в массе любителей. А приближенный к терцовому строю 6-струнный вариант не только украсил отечественную сокровищницу опусами А. Иванова- Крамского, С. Руднева и другими произведениями, основанными на материале народной песенной культуры, но и заменил «семиструнку» в бытовом секторе. Правда, нет оснований полагать, что Россия за сто с небольшим лет полностью изменила своим многовековым духовным традициям. 

В. Русанов в своем подробном историческом очерке «Гитара и гитаристы» (1904 г.) главное внимание уделяет иллюстрированному материалу, тоже почти не касаясь технических вопросов строя, тем более проблемы исторического первенства. Даже в фундаментальном словаре аргентинского исследователя Доминго Прата «Гитара, гитаристы. История, мастера, библиография», где упоминается более 400 разновидностей гитар и ей подобных инструментов, русского аспекта автор не касается вовсе, а упоминание о России до оригинальности поверхностно: «Война в Европе разрушила планы этого выдающегося деятеля гитары (т.е. тюменского издателя и педагога А.М. Афромеева – М.Я.), однако исключительно благодаря войне и революции общество избавилось от феодализма, который, как смертельная язва, душил многострадальный русский народ… И опять они на гитарах и балалайках вместо мелодий горечи и отмщения могут играть песни любви и свободы». Таким образом, Д. Прат не ставил своей задачей изучить самобытную русскую гитарную культуру, как будто таковая и не существует. Хотя всю свою энергию отдал на собирание национального, пусть главным образом аргентинского, инструментального фольклора. 

Не будет преувеличением сказать, что первое действительно универсальное научное исследование в области истории гитары принадлежит не профессионалам-музыкантам Д. Прату и Б. Вольману, а советскому исследователю-одиночке Владимиру Павловичу Машкевичу, по основной профессии горному инженеру. Для общения с зарубежными гитаристами и углубленного изучения специальной литературы он освоил главные европейские языки (из зарубежных поклонников русской гитары наиболее известны А. Христенсен (Дания) и М. Оффи (США), однако масштаб их деятельности значительно уступает труду В. Машкевича). За более чем полувековой период своей интенсивной работы этот уникальный ученый-музыковед собрал, перевел и проанализировал практически весь мировой корпус гитарных публикаций и оригинальных источников! Его 50-томный рукописный архив сегодня хранится в Государственном музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве, причем русский отдел ограниченным тиражом издан в Тюмени. Примечательно, что, будучи выдающимся сторонником русского гитарного искусства, Машкевич, касаясь исторического генезиса, указывает, что семиструнная гитара обязана своим происхождением факту недовольства русских музыкантов строем испанской гитары. Владимир Павлович подчеркивает важную особенность семиструнной гитары – ей доступен практически весь репертуар шестиструнной гитары, чего нельзя сказать в обратном порядке. На наш взгляд, мнение о первичности западной гитары проблематично. Конечно, наивно объяснять господство западной гитары в России желанием угодить иноземной культуре. Главное, из профессиональных соображений, сводится исключительно к тому, что инструменты лютнево-гитарного ряда были известны в Европе намного раньше, чем в России. Относительно генетического первородства в приведенных В.П. Машкевичем исторических свидетельствах не встречается данных о терцовом строе. Однако отсутствие фактов в рукописях, не посвященных специально данной проблеме, еще не есть необходимое и достаточное основание для истинного суждения. 

В работе «Музыкальная грамота, или Основание музыки для не музыкантов» знаменитый русский музыковед В.Ф. Одоевский термином «гласовное отдание» обозначает гармонические, сами собой имеющиеся в теле музыки акустические явления, встречающиеся в древних музыкальных рукописях. Факт таких явлений может быть посылом для гипотезы о сущности русской гитары. Нота «соль» латентно уже содержит в себе следующие две ступени мажорного трезвучия – «си» и «ре». Не составит труда заполнить недостающие ноты на испанской гитаре построением квинты от «ре» – получим ноту пятой струны «ля», а от последней «ми». Таким достаточно простым и логичным способом организуется и строй классической скрипки. Система звукозаписи отразит музыкально-логический ряд учреждением так называемого скрипичного ключа соль. 

Для выяснения первородства в данном «ключе» не является категоричной кропотливая работа с историческими документами, большая часть которых безвозвратно утеряна. А может быть, Псалтырь царя Давида в оригинале имел терцовый, то есть… русский строй? Кто с любовью читает Псалтырь, не может не обратить внимание на эту его особенность. Не зря в русскоцерковной культуре чтение древнееврейских псалмов особо любимо и почитаемо. 

Россия, сохранившая христианскую культуру в аутентической чистоте, в отличие от Запада, претерпевшего раскол сначала в 11-м, а затем и в 15 в., в результате реформации донесла до наших дней и музыкальный первообраз, выразившийся в русской инструментальной самобытности. Европа, постепенно эволюционируя от песенного жанра к танцевальному, остановилась на более компактной гитарной версии – квартовом строе, адекватном для выражения новых культурных ценностей Запада с соответствующими технологиями. На семиструнной гитаре почти невозможно играть «боем», родственным западному менталитету, поэтому электросемиструнок не существует. А гармоническое (большей частью) предназначение западной гитары, в отличие от мелодического русского, еще в 1935 г. подметил исследователь русской музыки Владимир Митрофанович Кузнецов: «…Когда две гитары разного строя звучат за стеной, нетрудно угадать, где какая, особенно если вспомнить вышеприведенные слова А. Радищева о мягкости тона и скорби душевной в самобытной русской музыкальной культуре». 

Михаил ЯБЛОКОВ 

 


35363