СУРХУРИ, ИЛИ ЧУВАШСКОЕ НОВОГОДЬЕ

САМОБЫТНОСТЬ 

Самобытный народный праздник Сурхури вот уж которое столетие связан с традицией чувашского Новогодья.

Традиция празднования Сурхури уходит корнями в седую старину и приходилась первоначально на начало зимнего солнцеворота, однако в более поздние времена его календарь стал совпадать с христианским Рождеством (Раштав), продолжаясь вплоть до Крещения (Кашарни). Обрядовое действо «призвано обеспечить» хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и добрый приплод скота в новом году. Обычно в первый день праздника детвора группками обходила деревню, распевая песни чуть ли не в каждом дворе и поздравляя односельчан с Новогодьем. 

Одна из разновидностей Сурхури – праздник Нартукан. Еще загодя, днем, парни приглашали всех девушек на праздник – в самую большую избу, где начинались игры, танцы и песни. Веселье не обходилось и без ряженых: кто-то изображал торговца, кто-то – комедианта, иной был в образе цыганки-гадалки, другой изображал находчивую сваху, а кто-то и вовсе верблюда или лошадь… Все шумной гурьбой ходили из дома в дом и разыгрывали смешные сценки из деревенской жизни. Под конец все – и хозяева, и гости – плясали под громкий аккомпанемент… печной заслонки и всевозможных трещоток. Потешив вдоволь хозяев, разношерстная толпа с пляской и шумом шла дальше. Известно, что первоначально роль ряженых у чувашей сводилась к изгнанию из села злых духов и враждебных человеку сил старого года. 

Чувашское Новогодье завершало Кашарни – Крещение. За день до него теперь уже девушки собирались в одном из домов, варили пиво и стряпали пироги. Повеселиться вечерком собиралась вся деревня от мала до велика. И снова всю ночь звучали музыка и пение, парни и девушки плясали под частушки. Важное место в праздновании Кашарни занимали всевозможные гадания о судьбе. В полночь, когда деревня засыпала, несколько человек уходили в поле. Где-то там, на перекрестке дорог, они вслушивались в зимнюю тишину. У того, кому померещился голос домашнего животного, в новом году будет богатый приплод скота. Если же кому-то слышался звон монет, соответственно, следовало ждать финансового благополучия. А звук колокольчика или музыка волынки (шапар) предсказывали свадьбу. Много было в эту ночь и других гаданий, но молодые люди чаще мечтали о женитьбе и замужестве. Это и понятно: по чувашскому обычаю именно в новогодний период родители молодых засылали сватов. 

Что касается Тюмени, то на празднование Сурхури в областной центр вот уже который год приезжают представители из мест компактного проживания чувашей, из деревень южных районов края – Тюменского, Исетского, Нижнетавдинского, Ялуторовского, Ярковского, Аромашевского… В программе национальные песни, танцы с участием фольклорных групп «Танташ», «Йамра», «Таван», «Сарпике», а также всевозможные ритуальные действа. Кстати, участником обрядовых гаданий, игр и забав может стать каждый пришедший на праздник, в том числе представитель любой другой национальности. 

НА СНИМКЕ: празднование Сурхури в Тюмени. 

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/ 

 


35286