СЛЕСАРЮ – СЛЕСАРЕВО

СЛАВИМ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА 

Кто спорит, кесарю положено больше. Но, во-первых, нет ныне кесаря (кесарь – библейский Гай Юлий Цезарь). А слесарей море разливанное – одна из массовых специальностей нашего Отечества. Автопогрузчик, автогрейдер, автокран, автомобиль, автосамосвал – всю эту технику обязан обслуживать автослесарь. Он же, как водится, много чего смекает в плане экскаваторов, бульдозеров, катков. Мастер на все руки: диагностирует и ремонтирует двигатели, ходовую часть, тормозную систему, рулевое управление, подвески, шиномонтаж... Посмотрим, что выпадет по жребию конкурсантам. Региональный этап конкурса на лучшего по профессии проходил в производственной зоне ОАО «Тюменское пассажирское предприятие №1».

Я видел, как бились между собой за пальму первенства каменщики, дорожники, водители автобусов и маршруток, машинисты погрузчиков, экскаваторов, грейдеров, но такого широкого круга участников, как здесь, в ПАТП-1, не случалось никогда. Для экономии места даже не стану приводить список конкурсантов – ну, познакомимся по ходу дела. Одно скажем: соревнования проходят в номинации «Транспортный комплекс». И еще номинации внутри действа: первая группа – известные мастера своего дела, группа вторая – ребята, еще только осваивающие профессию, короче, студенты. А в общей сложности 35 «спецов». 

Открывая мероприятие, начальник Северо-Уральского управления государственного автодорожного надзора Александр Дробот сказал: 

– Спасибо вам за ваш труд. Во многом благодаря хорошему техническому состоянию транспортных средств удается сохранить жизнь и здоровье соотечественников. 

Облечем мысль в цифры. За 11 месяцев этого года количество ДТП на дорогах региона хотя и выросло на 10 процентов, однако количество погибших на 12 процентов уменьшилось. Так что перед дальней дорогой обязательно заведите подвижную единицу в сервисный центр. Особенно перед тем, как проложите курс по зимникам. Там приходится полагаться исключительно на выносливость стальной лошадки. Увы, спутниковая связь присутствует далеко не везде. Поверьте автору, это мы проходили. Настрадались. 

Скажем, у вас в авто свет погас. Труба. Слава Господу, находимся не в тайге. И вообще конкурсанту задан модуль: «Неисправность внешней световой и звуковой сигнализации». По уровню автомобилизации Тюмень на четвертом месте в России, Тюмень опережает в этом плане Белокаменную, то есть в городе чуть ли не каждый имеет дело с машиной, автор в том числе. И я соображаю насчет неисправности. Так, лампочки целы. Реле накрылось? Вроде функционирует. Переключатель сдох? Нет контакта на блоке переключателя? Предохранители сгорели? Обрыв провода? Скорее всего, сгорела печатная схема. Будь она неладна, эта электроника! 

Эх, коллеги, вы полагаете, что наездив за баранкой сотни тысяч километров, стали автодорожными волками? Увы, в нынешней технике мы все поголовно «чайники». А конкурсанты справились с первым заданием довольно легко. Сложнее было с модулем № 2. Значит, асам предстоит заменить генератор на большом автобусе, а студентам надо снять и снова поставить на место блок зажигания на подвижной единице «Хундай-Саната». Справятся ли ребята с процессом, на выполнение которого условиями конкурса отпущено 25 минут? Очень даже сомневаюсь. Потому что предварительно надо снять другую матчасть: куча болтов, гаек, шайб, разъемов... 

Министерство труда и социальной защиты РФ приказом от 4 декабря 2014 года утвердило профессиональный стандарт на 40 специальностей. ГОСТа «Автослесарь» пока нет. Предложения внесены: авто- слесарем должен быть человек с высшим техническим образованием – магистратура или специалитет. Пока не до жиру. Автопарки испытывают дефицит в «спецах» с начальным образованием. До парадного построения разговаривал с конкурсантами: многие «остепенились» в лицее №5, ставшим впоследствии колледжем транспорта, а ныне вывеска сменилась на колледж транспортных технологий и сервиса. Отдельные конкурсанты-учащиеся в нем и пребывают на данный момент. По всем моим раскладкам, должны попасть в призеры как давние выпускники, так и сегодняшние школяры. 

Эх, прогадал. Значит, так: на третьем месте среди студентов Максим Первухин из Ялуторовского агротехнологического колледжа. На втором – Андрей Кайгородов, на первом – Маруфджон Кодиров. Оба представляют Тюменский лесотехникум. Выходит, в командном первенстве техникум и стал «золотым». 

В принципе, техникум не является кузницей кадров автослесарей. Здесь готовят техников-механиков по автомобильному транспорту, а также техников-механиков по строительным и дорожным машинам. Те и другие обязаны знать слесарное дело лучше собственного кармана. Факт, что называется, налицо. Коль скоро речь пошла об известном в регионе среднетехническом учебном заведении, то напомним: в ТЛТ куют кадры и по такой остро необходимой специальности, как «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». В последние годы занятия вел доктор технических наук Анатолий Николаевич Шуваев, прошедший школу трассовика от и до. Выпускники пользуются спросом, сразу же назначаются на высокие должности. 

Как показали себя «асы»? Бронза досталась автослесарю Ялуторовского ОАО «Автотранс» Андрею Троилову, серебро у Дмитрия Овчинникова (Ишимское ПАТП). На верхнюю ступень пьедестала почета поднялся Михаил Герасимов из учебно- производственного комбината «Автомобилист». У него и впрямь руки золотые. И голова светлая. 

Конечно, было бы грешно «Автомобилисту» оказаться в аутсайдерах. Ведь в «Автомобилисте» как раз и готовят автослесарей, равно как и водителей всех рангов и категорий, в том числе водителей погрузчиков. Еще в советские времена УПК признавался одним из лучших в РСФСР по обеспеченностью учебно-производственной базой, мастерами, преподавательским составом. Ныне база усовершенствована, тренажеры компьютеризированы. Есть всё для начального, подчеркнем, профессионального образования. 

Значит, вы поступаете в «Автомобилист». Не бесплатно: за выучку на водителя погрузчика платите 8000 рублей, за автослесаря – 14500. И будут два с половиной месяца вбивать в ваши бестолковые головы теорию, станут с раннего утра до позднего вечера натаскивать практически. В итоге вы, возможно, будете ковшом погрузчика забивать мячи хоть в корзину, хоть в куда. А в статусе автослесаря легко подкуете блоху. 

Ломаться без малого три месяца за такие деньги? Ребята, специальность водителя погрузчика 5-го разряда можно получить за 2 (!) дня. И совсем недорого – 3000 рублей. Учебное заведение в Тюмени, предлагающее услуги, показывает в «компе» факсимильное изображение удостоверения, выданного конкретному ученику. Вот Иванов (фамилию мы изменили) поступил 28 апреля 2017 года, окончил – подписано удостоверение – 03 мая 2017 года. Посмотрел по календарю: 28-е – пятница, 29-е, 30-е, 1 мая – сплошные праздники. Выходит, осваивал товарищ профессию водителя погрузчика 5-го разряда исключительно 2 мая – всего один день. 

Не может быть? В Интернете указаны адрес учебного заведения, все телефоны, график работы. Встречаются, похоже, сомневающиеся. Для них сноска: «Мы работаем в рамках закона. Все документы проходят проверку в контролирующих органах и службе безопасности. В случае проверки мы предоставим подтверждающие документы, заверенные печатью учебного центра». Пишут педагоги не совсем грамотно, автор малость подправил текст. Может, и учат не очень-то. 

Мысли рождаются: коль скоро за день выпускают в народное хозяйство высококвалифицированного рабочего, имеет заведение профессуру, автодром, тренажеры... Да нет у него ничего, контора бедна, как церковная мышь. Обучение исключительно дистанционное. Учат 5000 рабочим профессиям. В Тюмени, конечно, дороговато. В Питере значительно дешевле. Не надо ездить на лекции на берега Невы, лежите в своих Аремзянах на диване и грызете гранит науки. Вас плавать научат без бассейна и не имеющегося под руками какого-либо водоема. Плывите по жизни, добывая хлеб насущный. 

В Москве учат долго – 2 недели. Зато на машиниста асфальтоукладчика 5-го разряда. Что он должен знать и уметь? Все расписано в профессиональном стандарте Минтруда. Во-первых, цитируем документ: «Машинисты, занятые управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов должны знать слесарное дело и тарифицироваться по профессии «слесарь строительный» на один разряд ниже основной профессии». 

Прикидывал количество элементов трудовых функций асфальтоукладчика, после 120 сбился со счета. Но обратил внимание на пункты, которые машинист обязан знать: «Конструкция и принцип действия систем навигации и нивелирования асфальтоукладчика (стандартная система, на основе высотного датчика; ультразвуковая система, на основе ультразвуковых датчиков). Правила технической эксплуатации наиболее сложного оборудования асфальтоукладчика, в том числе с автоматизированным и программным управлением». 

Летчик (пилот) – это ведь рабочая профессия, то есть водитель самолета. Летчику помогают штурман, бортинженер. Правда, у машиниста асфальтоукладчика тоже имеется помощник. Но это не совсем то. 

Когда-то заведующий кафедрой Тюменского архитектурно-строительного университета, профессор, доктор технических наук Анатолий Шуваев выдал на-гора тему: надо усилиями двух университетов – строительного и нефтегазового – готовить операторов компьютеризированных вдоль и поперек дорожных машин с высшим образованием. Теперь, когда оба вуза слились в единый Тюменский индустриальный университет, проблема, похоже, стала решаемой. 

В советские времена знакомые сотрудники Сибирского отделения Академии наук говорили мне: «Полным ходом идет оглупление нации. Потому что зарплата инженера в три, четыре, пять раз ниже доходов рабочего. Поэтому во всех вузах недобор». Теперь качнулись в другую сторону – молодежь поголовно грезит высшим образованием. Надо как-то нивелировать ситуацию. Один из вариантов как раз и предлагает профессор Анатолий Шуваев. 

Тем временем отрасли народного хозяйства обеспечены высококвалифицированными кадрами в лучшем случае на 30 процентов. Как быть с импортозамещением, коль скоро ничего не умеем делать руками? 

... Вернемся в промзону ПАТП-1, где завершился конкурс. Обстановка наблюдалась весьма горячая. Но в самой промзоне было довольно прохладно, да чего уж, холодно. Имеем в виду температуру окружающего воздуха. Конкурсанты, чувствую, промерзли. Боюсь, автослесарь с красным дипломом магистра едва ли пойдет сюда на постоянную работу. Надо утепляться... 

НА СНИМКЕ: команда автослесарей Тюменского лесотехнического техникума. 

Юрий МАШИНОВ /фото автора/ 

 

 


35085