СЛАВИМ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА!
На выставке дорожной техники и технологий, состоявшейся в Перми, мне понравилось шоу: погрузчики «Мустанг», встав на задние колеса, под музыку исполняли латиноамериканское самбо с плавным переходом на сальса, а далее – на румбу и ча- ча-ча. «Мустанг» , если кто не знает, – это мини-погрузчик, управляемый из кабины джойстиком. А вот взять многотонный фронтальный погрузчик... Сможет ли он одолеть румбу? Думаю, легко. Все зависит от оператора.
Самого лучшего водителя этого фронтального погрузчика как раз и выявляли на региональном этапе конкурса профессионального мастерства Уральского федерального округа в номинации «Транспортный комплекс». Правда, экзотических танцев в программе не оказалось. На повестке дня – скоростное маневрирование в упражнении «змейка»,
Востря лыжи на конкурс, посмотрел по «компу» видео в тему. Вот автопарковка: легковушки справа, легковушки слева, посередине проезд. На нем погрузчик решил развернуться: слева покорежил ковшом иномарки, аналогично и справа. Немедленно собралась толпа, оператора вытащили из кабины и стали щедро награждать тумаками. Комментарий знатока: «Осел! Если тесно, так отжался на ковше да переставляйся! Валенок сибирский!»
Сегодня, яснен перец, валенок не увидим, тем более ослов: присутствуем на мероприятии, к которому люди готовились, зубрили ПДД, правила эксплуатации механизмов и техники безопасности. Экзамен по теории конкурсанты сдали ещё ранним утром, пройдя тщательный медосмотр: а вдруг допинг!
Даже главный судья соревнований, заслуженный работник транспорта Российской Федерации Алексей Шакшин поражался виртуозности водителя Александра Сергеева. Но он дома, ему, дескать, и стены помогают. Имеется в виду то, что конкурс проходит на площадке ДРСУ‑2, в котором почитают Сергеева. Однако в прошлом году он занял первое место в областных состязаниях. И то, что стены ни при чем, доказал на Всероссийском конкурсе в Казани – 2-е место в разрезе страны.
Кажется, уже три упражнения выполнил чемпион области, «серебряный» призер Федерации. Однако, смотрю, чрезмерно строгие судьи в своих бумагах ставят ему какие-то минусы. Сальдо подсчитают ближе к вечеру, а мы пока снова на производственной площадке.
Мероприятие проходит под эгидой ГУСа – Главного управления строительства Тюменской области. Здесь правят бал представители АО «ТОДЭП» – из семи ДРСУ, расположенных в Туртасе, Тюмени, Ишиме, Омутинском, Ялуторовске. В соперниках парни из АО «Мостоотряд‑36», ООО «СибАгро», ООО «СК «Артстрой».
Проходим чисто производственные процессы. Вот самосвал «Вольво» высыпает из кузова кучу щебня, знакомый читателю «Мустанг» формирует «порцию». Теперь эту «порцию» требуется снова загрузить в автонедра: аккуратно, желательно без потерь – само собой, секундомер включен. И хотя ребята занимаются этим делом ежедневно, наверное, арбитры найдут упущения. Далее пошло знакомое мероприятие: погрузка – простите за тавтологию – погрузчика на трейлер. Тут во главе угла техника безопасности.
По чисто производственным процессам Александр Сергеев вполне может попасть в тройку призеров. Посмотрим, что покажет баскетбол. Корзина стандартная, без дна, обтянутая сеткой на обруче диаметром 450 мм. Высота от земли тоже вполне соответствует регламенту FIBA – 3,05 м. Мяч, правда, больше футбольного, но это обстоятельство не облегчает задачу – все одно перекатывается внутри ковша туда-сюда абсолютно произвольно. Требуется определить его местоположение, а уж затем прицелиться и бросить, то есть произвести вылет ковша. Увы, мимо корзины. Мимо, опять мимо…
Один из машинистов раскрывает фирменный секрет:
– Поле, по которому станешь передвигаться, на первый взгляд идеально ровное. Однако опытный глаз непременно увидит малозаметную ямку. В эту точку надо угодить передним колесом погрузчика – и тогда мяч скатится в угол ковша: все-таки фиксация. Ну а после можно попытаться забросить…
Гарантий, понятно, нет, но уже кое-что. Далее цитирую самого себя с позапрошлогоднего отчета с конкурса под эгидой Росавтодора: «К процессу должно подключиться везение. Оно широко улыбнулось Александру Сергееву. Тогда один из мячей послал ковшом, как будто одной рукой сверху в прыжке. Так делал олимпийский чемпион Клайд Дреклер». Нынче все повторилось один к одному. Разница только в том, что тогда Александр Сергеев защищал честь ООО «МСК «СибАгро».
Увы, на практическом этапе чемпион области Александр Сергеев оказался на 3-м месте, его опередили ишимец Александр Сауков из ДРСУ‑5 и Олег Масловский из ДРСУ‑1. Выдающихся практиков подвела теория. У Сергеева в зачете 10 баллов, а у ранее безвестного сибагровца Николая Гилева этих баллов 18 – большая разница. Ребята, читать надо. Классик сказал: «Тот, кто перестает читать, перестает мыслить».
Не зря председатель территориального органа профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Нугуман Залялятинов во вступительном слове выразился так:
– Россия выбирается из кризиса. Сейчас обществу, как никогда, нужны смелые, энергичные, а главное – умные люди.
Конкурс под эгидой «Славим человека труда!» и был задуман как эффективное средство для выявления народных талантов, для широкого распространения успешных методов труда и технологий. Добрые пожелания конкурсантам прозвучали в выступлениях представителей ГУСа, ГИБДД, МЧС и Ростехнадзора.
Автор тем временем переживает за парней из АО «Мостострой‑11». Многотысячный коллектив, прославившийся своими достижениями не только в России, но и за рубежом, отправил на конкурс УрФО самых лучших профессионалов.
К сожалению, в общем зачете они заняли лишь два предпоследних места. Очень обидно. Ну а «золотым» стал Николай Гилев из «СибАгро», на втором месте Александр Сауков (ДРСУ‑5, г. Ишим), на третьем – Юрий Верхоланцев (ДРСУ‑6, пос. Туртас).
…Трудовые состязания под лозунгом «Славим человека труда!» продолжаются.
НА СНИМКАХ: экс-чемпион области Александр Сергеев: «Еще не вечер…»; все участники конкурса.
Юрий МАШИНОВ /фото автора/