ИСКУССТВО ИДЕЙ И ЧУВСТВ 

ВЫСТАВКА 

Экспозиция "Абстракция без границ", открывшаяся в выставочном зале регионального отделения Союза художников, для Тюмени явление особенное. Это первый в художественной жизни города показ произведений абстрактного искусства, созданных местными мастерами. 

Только абстракция, и только тюменская. Уточнение неслучайно: пять лет назад в музее изобразительных искусств состоялась масштабная выставка "Российская абстракция: лирика и геометрия", которая развернула перед зрителями настоящую панораму этого направления, от истоков до сегодняшнего дня. 

Между двумя выставками, прошедшей и нынешней, немало общего. Обе содержат образовательный посыл: показать зрителям, что такое абстракционизм, как он возник и развивался, на какие течения делился. Лирическая ветвь, родоначальником которой стал Василий Кандинский, отталкивается от природных форм, от линии и пятна, в какой- то мере от пейзажа, от цвета, заставляет художника играть с колоритом и настроением, рассказывает искусствовед Татьяна Сергейчук, куратор первой, музейной, выставки. Ветвь геометрическая, которой положил начало Казимир Малевич, имеет дело с фигурами, проекциями, а в последнее время тяготеет к знаковости. 

В стенах музея демонстрировались работы основоположников направления, подпольных абстракционистов 60-70-х годов, а также интереснейшие произведения современных художников из разных городов страны. В том числе из Тюмени, благо к абстракции сегодня обращаются многие. Взяли только тех, кто работал в этом направлении серьезно и долго. В нынешней экспозиции Татьяна Сергейчук с удовольствием обнаружила знакомые по своему проекту картины. И увидела отсылки к корням абстракционизма: "Сто лет назад абстракция выросла из того, что начали импрессионисты, например, Клод Моне тоже создавал абстрактные вещи, – и из того, что делали кубисты, а затем художники, которые подхватили их идеи. Это было связано с политической обстановкой, с тем, как человек ощущал себя в мире. Сейчас другая ситуация, и я замечаю, что художники развивают своего рода импрессионистический взгляд на абстракцию. Радостно видеть наших мэтров, которые очень основательно подходят к этой теме". 

Творчество Александра Новика неизменно связано с цветом, формой, фактурой и их трансформацией, будь то условные пейзажи, портреты, натюрморты или чистая абстракция, например, картины "Пространство ночного города", "На Югорской земле" или "Белая композиция". Бориса Паромова интересуют мистика космоса, первичных стихий и эмоций, которые воплощаются в сложном перетекании форм и цветов – как в работах "Страсть" и "Астрал". Абстракция работает не только в плоскостных видах искусства, то есть в живописи или графике, сюда включаются и объемные, пространственные вещи". На прошлой выставке Владимир Шарапов представил абстрактную скульптуру. Нынче компанию его деревянным творениям составили выразительные работы тюменских керамистов. 

"Это здорово, когда человек отказывается от изображения конкретных объектов и пытается выразить свое отношение к миру чувственному средствами абстракции, неким полунамеком, через геометрию или как-то еще, но не прибегая к сюжетным костылям", – полагает художник Сергей Мокроусов. Его творческое воображение разворачивает перед нами занимательные и странные истории "Из жизни пятна", в то время как Константин Шохов старается удержать мир в "Поле зрения". Но мир неизбежно меняется... "Есть два вида художников, которые работают в абстракции, – рассуждает мастер. – Те, кто занимается абстракцией всю свою творческую жизнь, и те, кто иногда погружается в нее, приобретает опыт формы, а потом отходит. Я отношу себя ко второй категории, для меня это пройденный этап, я уже хочу работать с узнаваемыми образами. Но считаю, что опыт, который я приобрел, освободил меня от границ, стереотипов, штампов". Рубеж фигуративного и абстрактного тоже размывается. В причудливом танце форм и красок проступают вполне конкретные образы-знаки, как у Юрия Бычкова в "Полетах XX", но смысл их нужно разгадывать. 

В этом очарование и притягательная сила абстракционизма. Зритель – всегда соавтор художника, в особенности, если тот выбрал для себя язык отвлеченных форм, линий и пятен. "Художник пишет натюрморт со скрипками, – объясняет архитектор Виктор Станкевский, – а мы, зрители, видим не скрипку, а фортепиано. То есть воспринимаем произведение совершенно по-своему". 

Абстрактное искусство открывает истинный простор для фантазии. Что хотел сказать Алексей Чугунов своим интригующим "Пупом и окружением"? Или Олег Федоров - "Беспредметными композициями" из серии "Африка"? Давайте попробуем вообразить, угадать, постичь авторскую мысль... Абстракция – отнюдь не случайный набор цветовых пятен или простых фигур, не бездумная игра с кирпичиками мироздания, а прежде всего идея, концепция художника, выраженная в цвете, в художественном образе, в классически выстроенных композициях, к которым художник приходит целенаправленно. 

Кира КАЛИНИНА /фото автора/ 


34743