ДАРИТЬ ДУШЕВНОЕ ТЕПЛО 

ВЫСТАВКА 

В тюменском музее «Царская пристань» открылась удивительная выставка Людмилы Никольской. По совету батюшки вернисаж был назначен в праздник Казанской иконы Божьей матери, знаковый для автора день. 

Людмила Петровна реставрирует древние иконы и занимается иконописью. Она, как добрый волшебник, возвращает к жизни редкости, пострадавшие от времени или чьих-то злых рук. 

В свободное время Людмила Петровна пишет то, что подсказывает душа. И вот впервые появилась возможность показать все свои произведения.

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ 

Посетителей было много: пришли коллеги, ученики, друзья, любители живописи и истории. Всех привлекла большая икона Николая Чудотворца. Никольская обмолвилась, что писала её в вечернее время, когда не отвлекают мирские заботы. Предварительно читала молитву. 

– Почему выбран святой Николай? – спросил кто-то из собравшихся. 

– Николай Чудотворец – наш защитник, он нас на путь верный выводит. И фамилия моя Никольская, – ответила Людмила Петровна. 

– Над иконой вы работали по заказу? 

– Нет, просто очень хотелось написать. Думаю подарить икону храму. А пока образ здесь, на выставке. 

Людмила Петровна обратилась к иконописи не случайно. Её дедушка, Семён Котельников, был старостой Благовещенского собора Тюмени и владельцем меднолитейного колокольного завода. 

Древнему храму Людмила Петровна посвятила несколько произведений. Благовещенская церковь, выстроенная по Указу Петра I в 1704 году на берегу Туры, считалась духовным символом Тюмени, первым каменным строением города. В ночь с 13 на 14 июня 1932 года она была взорвана. Уже в наше время церковь воссоздали в сквере Депутатов. Живёт она и в душе художницы, и в ее произведениях. 

ДЕЛО УМНЫХ И НЕЖНЫХ РУК 

Людмила Петровна очень любит свою работу. Рассказывает: 

– Реставрация требует огромного терпения и усидчивости. Иконы, как вы знаете, передаются из поколения в поколение, от отца к сыну. Век за веком перед святыней зажигалась свеча. Как ни прискорбно, но вот свеча-то и оказывала разрушительное действие не только на красочный слой иконы, но даже на её деревянную основу. Укреплю красочный слой, приступаю к расчистке, потом наношу грунт, поволоку. Бывает, жучки доску поедают, если дерево рыхлое. Надо этих жучков уничтожить. После всех лечебных процедур наношу реставрационный грунт, лаковым составом иконку покрываю и только тогда беру кисть. По аналогам восстанавливаю утраченные места. Краски сама развожу. Замешиваются они на яичном желтке. 

Древние иконы подчас бывают в ужасном состоянии. Как-то в начале 70-х мне передали совершенно чёрную доску. Чутьё подсказало: здесь что-то ценное. Оказалось, это икона XIII века с ликом Николая Чудотворца! Как же пришлось потрудиться, чтобы лик воссиял прежним светом! Сейчас эта икона – жемчужина экспозиции в музейном комплексе им. Словцова. 

Хочу напомнить людям: иконы и живопись не любят сырости. Влажной и жёсткой тряпкой их не трогать! Если накопился слой пыли, то легонько, будто дуновение нежного ветерка, бархатной тряпочкой его осторожно удаляйте. Если лампадку возле образа зажигаете, то ставьте её на безо- пасное расстояние. 

Людмила Петровна пояснила, что ей посчастливилось неоднократно проходить стажировки в крупнейших реставрационных центрах России, прежде всего в Москве. 

– Раньше была узкая специализация. Скажем, если занимаешься живописью, то не берёшься за реставрацию тканей. Мне повезло. Я попала в экспериментальный класс Всесоюзного научно-реставрационного Центра им. Грабаря. Нас учили осваивать все виды искусства, – вспоминает Людмила Петровна. – Проводили интересные экскурсии. В библиотеке им Ленина нам показывали редкие книги: рукописные, печатные, в кожаном переплёте, с замочками и даже с золотым тиснением. Сокровища… Учили, как переплести книгу, как восстановить порванные странички. 

У меня душа ко всему лежала. Хотелось специализироваться и по иконе, и по живописи, и по тканям. 

МЕШОК САХАРА 

На выставке Никольской любо-дорого посмотреть на нежные незабудки, озорного петуха, дивные пейзажи, сказочной красоты Жар-птицу… Графические, акварельные, живописные работы. И в каждой – настроение, оригинальное видение мира. 

Когда же проявился её талант к рисованию? 

– В пятом классе учительница географии решила организовать в школе художественный кружок, – рассказывает Людмила Петровна, – Принесла стёкла, масляные краски и вырезки из журналов. Объяснила: «кладёшь стекло на картинку, делаешь переводку». Ну, нам очень понравилось. Выставку даже из наших работ подготовили. Я гордости не ощущала, разве что мальчишки стали с уважением ко мне относиться. 

Однокласснице нарисовала розы, и все стали просить: «Нарисуй, пожалуйста, что-нибудь». Я благодарна учительнице, что приохотила меня к рисованию. 

В юности училась в мастерских Тюменского отделения Союза художников СССР. В 60-х годах они располагались в Троицком соборе. Мастерские были двухъярусные: смотришь, там художники сидят: Шруб, Токарев, там – скульпторы: Ремизов, Клюкин, Герасимов, Мурашов – все известные имена. 

Как было здорово под сводами храма! Чувствовалась необычайная атмосфера. На обшарпанных стенах фресок тогда не было, их потом стали расчищать. 

Я благодарна также Ивану Алексеевичу Некрасову и Степану Семёновичу Лопатину, давшим мне «путёвку в жизнь». 

Никольскую в Тюмени знают как высококлассного реставратора. Но что подтолкнуло её обратиться к живописи? 

– Были тяжёлые 90-е. Денег на жизнь не хватало, – вспоминает Людмила Петровна. – Подумала: я же не только могу реставрировать, рисовать всегда любила. Выставила свою работу на продажу. Она и дня не висела. Купили за мешок сахара, тогда бартер был. Вот с того случая и пошёл процесс. Пишу, не могу без работы. 

Очень цветы люблю. В деревню ездили картошку сажать, я там незабудочки приметила. Написала их, друзьям подарила. Потом пейзаж, опять подарила. Пусть людям будет приятно! 

Когда же Людмила Петровна всё успевает? Наверное, разгадка в её лёгком характере, доброте и оптимизме. 

– Мы лет 20 вместе работали. Были сложные ситуации, казалось, не спасти предмет, не вылечить. Людмила Петровна из любой проблемы умеет найти верный выход, – говорила на открытии выставки художник Татьяна Сергейчук. – Никольская – специалист уникальный. Как добрая волшебница, и произведение вернёт к жизни, и хорошее настроение всем подарит. 

ЦАРСКАЯ ПРИСТАНЬ 

Сейчас художник-реставратор Никольская трудится в мастерской музея «Царская пристань». Вот куда направил её святитель Николай Чудотворец! 

Помещение уютное, светлое. Обстановка располагает к творчеству. Не мешает суета большого города. Здесь даже дышится легко. 

Это место у берега Туры. Православные приходят сюда помолиться о безвинно убиенной семье Романовых. Здесь установлены Памятные кресты в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Люди идут почтить память последнего императора России Николая II. 

Возле Царской пристани в двухэтажном красного цвета добротном доме на улице Госпаровской, 3и располагается этот удивительный музей. 

До революции в здании размещалось правление «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли Курбатова и Игнатова». 

Нет сомнений, что Николай Второй, находясь на палубе парохода, когда направлялся в ссылку в Тобольск, на прощанье смотрел на берег Туры. На крыше дома тогда была огромная вывеска «Правление», красовалась наблюдательная башня. 

В историческом здании лет десять тому назад организовали обширную экспозицию, посвященную царской семье и истории сибирского пароходства. 

Сейчас к уникальной экспозиции добавились произведения Людмилы Никольской. В большом доме они удачно нашли себе «место обитания», наполнив пространство светлыми эмоциями… 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/ 

 


34741