ФОРМУЛА УСПЕХА

КРУПНЫМ ПЛАНОМ 

НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ К ПОРТРЕТУ ДИРЕКТОРА 

Самое отдалённое на Ямале сельхозпредприятие – ООО «Агрофирма «Приполярная» – совсем скоро отметит свое 65-летие. Чего только не было в его жизни: взлёты, падения, нестабильность, а потом, в 90-е и начале «нулевых», и вовсе полная разруха. Казалось бы, нынче хороший повод похвастать достижениями. Всё-таки «Приполярной» удалось встать с колен и даже широко шагнуть по пути развития.

– Показатели по отраслям за этот сезон на сколько подросли? – пытаюсь выяснить у гендиректора Такиуллы Шарипова. 

– Цифры – это, конечно, очень важно, – отвечает, – но люди всё равно важней. 

Оказывается, в плотном директорском графике в обязательном порядке – посещение ветеранов хозяйства, и даже самые важные телефонные переговоры или заседания иногда могут прерваться, если в приёмной ждёт старейший ветеран. А сегодня, в воскресный день, мы с генеральным в гостях у Зои Киприяновны Кагилевой. Заслуженная работница, она многие годы отдала звероферме, выращивая лис, серебристых и голубых песцов. Визиту директора нисколько не удивляется, но отмечает: 

– До Шарипова простым работникам не было столько почестей и уважения. Значит, не зря трудилась. 

И хотя с предыдущей их встречи прошло не так уж много времени, Зоя Киприяновна живо интересуется делами родного совхоза (между собой директор и ветеран только так и называют своё предприятие – М.С.). Шарипов докладывает по всей форме: сколько нынче рыбы добыли, сколько картофеля и капусты вырастили, молочной продукции произвели. 

– Даст Бог, проведём забой оленей успешно, о ветеранах не забудем, выделим мяса, – заверяет директор. 

– Балует нас начальник, балует, – выносит вердикт пенсионерка. – Я, знаешь, когда узнала, что нас из совхозного микрорайона в новые дома будут переселять, вся испереживалась. Денег-то теперь впритык, с пенсии не разгуляешься. Что в новую квартиру поставлю? Неужто придётся рухлядь из старого дома перевозить? И что? Такиулла Галиуллович в аккурат к моему новоселью и очередному празднику сельского хозяйства подарил кухонный гарнитурчик. Небольшой такой, как раз под площадь моей кухни угадал. И цвет мне нравится, сам лично, говорит, выбирал, – демонстрирует новенькую мебель Киприяновна. 

– Повезло вам с директором, – замечаю. 

– Да не то слово, – отвечает, – из обломков фермы хозяйство поставил. Ведь всё порушено было, абсолютно всё. 

В том, теперь уже далёком 2002-м, вновь прибывший в Красноселькуп директор не стал хвататься за голову от увиденного в захиревшем хозяйстве. Знал, куда едет. Всё совхозное добро на тот момент исчислялось следующим: свинофермой с 23-мя свиньями, котельной на жидком топливе, обогревавшей весь совхозный околоток, и двадцатью семью работниками. Не густо. Но задачи Шарипов поставил, на взгляд местных, едва ли не грандиозные. Решили начать с рыбодобычи, хотя и сетеснастного материала-то толком не было. И начали. На речке Парусовой добывал «живое серебро» Илья Тамелькин, на Худосее – Геннадий Тамелькин. А сам директор в это время вместе с механиком и рабочими пытался вдохнуть жизнь в старую баржу-рефрижератор. Запустили-таки плавхолодильник. 

– Я ведь по первой специальности – тракторист, в технике соображаю, – улыбается Шарипов. 

А вскоре стали возвращаться в совхоз и на прежние места лова рыбаки. В первый же год только "белорыбицы" взяли 30 тонн, вдобавок прилично наловили и "чёрной" рыбы. Вроде потихоньку сдвинулись с мёртвой точки, а жизнь ставила новые задачи. 

– И тут встал другой вопрос: чем занять женщин? – вспоминает Шарипов. 

Собственно, и сейчас предприятие позиционируется как социально-направленное, а уж в "нулевые", когда в почти шеститысячном райцентре повсеместно сокращались рабочие места, тем более было важно создание новых производств. 

– Я сначала не принял всерьез скромную, немногословную женщину, бывшую, как мне сказали, когда-то бригадиром зверофермы. Думал, не такой командир нужен «пушной отрасли». И все же пригласил на разговор. Это была Анна Константиновна Кунина (к сожалению, ныне покойная). Так вот, сходили мы с ней тогда на старую кормокухню, посмотрели объём ремонтных работ. Да… Шеды, где содержат зверьков, тоже требовалось хотя бы подлатать. И началась работа. Вот тогда я увидел в Куниной лидера, работники совхоза да и поселковые люди очень её уважали. Одним словом, вскоре мы завезли маточное поголовье песца, стали выращивать зверьков, а впоследствии продавали свою пушнину. Между прочим, Анна Константиновна – единственная из местных жителей-селькупов, удостоенная почётного звания "Заслуженный работник сельского хозяйства РФ". 

– Только ведь спустя некоторое время спрос на вашу пушнину упал… На что же всё-таки ставка делалась? – пытаюсь выспросить у руководителя. 

– Разумееется, на людей. На кадры – старые, проверенные, на молодёжь, "болеющую" сельским хозяйством. Мне повезло со специалистами животноводства: пригласил своих коллег по прежнему совхозу, что под Тюменью, – спасибо им, не отказали. Очень опытные, знающие дело профессионалы: Альфира Шахмуратова, Зачиля Сиябутдинова, Гульнара Миннибаева, на них всегда можно положиться, – уверен директор. 

В последние годы «Приполярная» стабильно входит в пятёрку лучших хозяйств Ямала по животноводству. Сегодня никого в Красноселькупе не удивить натуральным молоком, творогом, сметаной, сливками, сывороточным напитком на местной ягоде. Объёмы растут год от года. 

– Ты мне много-то заслуг не приписывай, – осаждает меня Такиулла Галиуллович. – Без серьезной поддержки правительства ЯНАО, руководства округа вряд ли столь успешно развивались бы и рыбодобыча, и оленеводство. Кстати, на сегодня у нас самый мощный в округе парк плавхолодильников – целых три единицы! По текущему году мы вышли на 300 тонн рыбы. Это очень хорошая цифра, – резюмирует Шарипов. 

Как удаётся сегодня ежедневно запускать этот механизм: рыбодобыча, животноводство, оленеводство и овощеводство, производство молочной продукции, сбор дикоросов? В чём секрет стабильной работы предприятия? 

– У нас в сутках на час времени больше, чем у всех в посёлке. И, кстати говоря, без проблем ведь тоже не обходится. Но я доволен: люди работают, зарабатывают, кормят свои семьи. И посёлок получает экологически чистые местные продукты, – не без гордости отмечает Шарипов. 

Кстати говоря, в сезон число работающих в агрофирме переваливает за сотню с лишним, а постоянно занятых – 80 человек. Каждое лето Шарипов обязательно приглашает на работу подростков. Это, считает он, важное и полезное дело. 

Ну ладно, дети – тут всё понятно. А вот эта особая забота о, мягко говоря, людях с низкой социальной ответственностью – злоупотребляющих алкоголем и бывших сидельцах, посетителях ИВС – это как? 

– Я прежде всего вижу человека. А потом уже все другие условности, формальности. Вот нынче на вылове "белорыбицы" подобралась бригада: молодые, здоровые, однако с "ветерком в голове", приводы имели в полицию. Но стоило мне их озадачить!!! Что ты!!! На четверых чуть меньше полумиллиона заработали. А ты говоришь… Между прочим, потом пришли уже на постоянную работу проситься. Так-то вот… Работать с людьми надо. 

Ну, а мне вспомнился самый первый профессиональный праздник тружеников тогдашнего совхоза. К слову, узнав о затее Шарипова провести мероприятие, некоторые из местных чиновников откровенно недоумевали: какое может быть торжество, какое веселье при таком-то развале? Но Шарипов был тверд: празднику быть! 

Обратившись к людям со сцены сельского клуба, новый директор говорил не о робких потугах по восстановлению хозяйства, а о амбициозных планах. 

– Поверьте мне, – сказал тогда Шарипов. – Всё у нас будет. 

Получается, слово своё сдержал. И обещание выполнил. 

НА СНИМКАХ: о капустных плантациях раньше в Красноселькупе и не мечтали; на заседании районной Думы. 

Майма САЛИНДР 


34637