ЗНАМЕНИТЫЙ НА ВЕСЬ МИР

ИСТОРИИ СТРОКИ 

В XIX столетии Тюмень славилась ковровым промыслом. Пушистый махровый ковёр, на чёрном фоне которого цвели алые розы, поражал удивительной красотой, ворс на нём достигал 15 см. Аналогов такому творению не существует и поныне. 

ЧТО ПИШУТ ЗНАМЕНИТОСТИ? 

В прошлые столетия многим известным людям довелось побывать в Тюмени. Рукотворные вещи не оставили их равнодушными. 

«…Тут девка продавала ковры из Каменского села, где все их делают и продают оные проезжим как баранки в Волдаях», – отмечал А. Н. Радищев в своих запис- ках в 1790 году. Немецкие учёные О. Финш, почётный член Германского географического общества и А. Брэм, автор известного труда «Жизнь животных», совершили «с научной целью путешествие в Сибирь». Увиденное они изложили в своем труде «Путешествие в Западную Сибирь доктора О. Финша и А. Брэма». Книга вышла в 1882 году в московском издательстве. Читатели прочли: «…За несколько станций перед Тюменью начинают уже предлагать вам шерстяные ковры. Это настоящие сибирские фабриканты, толстые и прочные, выделанные из грубой шерсти в окрестных селах, стоят они очень недорого…». Хорошая реклама из уст иностранцев! 

Российские газетчики XIX века тоже не лыком шиты. «… На базарах и в лавках продаются ковры и кошмы, которыми славится Тюменский край на всю Сибирь и Россию..» (Камско-Волжская газета. 1873 год). 

«Тюменские ковры отличаются чистотою отделки и прочностью красок и находят для себя громадный спрос не только в городах и деревнях Западной и Восточной Сибири, но во внутренних губерниях России, в Царстве Польском…» – («Друг народа», 1875 г). 

ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ ИЗ ПАРИЖА 

Любопытный факт сохранила нам история: король Гавайских островов восседал на тюменских коврах. В 1803-1806 годах было организовано первое российское кругосветное плавание на кораблях «Надежда» и «Нева». Своеобразной базой снабжения моряков стали Гавайские острова. На обоих наших кораблях т о б о л ь с к и е купцы были вроде нынешних завхозов. Они занимались снабжением: у местного населения брали мясо, фрукты, овощи, взамен давали топоры и тюменские ковры. Вот так шедевр народного искусства из далекой-предалекой Сибири оказался у тамошней знати. 

Августейшие особы к тюменскому ковру тоже были неравнодушны. В 1868 году во время своего визита в Тюмень Великий князь Владимир Александрович один ковёр получил в подарок, а другой купил самолично. Князь содействовал в выделении денег на премии и похвальные грамоты для народных умельцев. 

Мировая столица художественной жизни Париж, много чего повидавшая из гениальных творений, высоко оценила тюменский ковер. Золотую медаль на Всемирной выставке 1900 года парижане отдали чудесному творению мастерицы Василисы Викуловой из села Каменка. 

Тюменцы гордились своим брендом. Изделия ковровщиц с большим успехом демонстрировались на кустарно- промышленных выставках в 1868 и 1871 годах, организованных при активном участии кружка Высоцкого «Молодая Сибирь». 

Ковёр с триумфальным успехом представлял Тобольскую губернию на всех самых крупных Всероссийских и Международных кустарно-промышленных выставках в Москве, Кургане, Санкт- Петербурге, Генуе. А если кто не приобрел махровое чудо или не видел его «вживую», то уж точно имел о нём представление благодаря известному художнику Василию Сурикову. 

Суриков часто бывал в Тюмени. В ожидании парохода до Томска он посещал местные торжки и большие ярмарки. В одном из писем к родственникам от 23 сентября 1887 года художник писал: «В дороге я рисовал кое-что. В Тюмени купил 3 ковра по 15 рублей. Такие в Москве стоят гораздо дороже». 

В 1891 году в своём родном Красноярске Василий Суриков написал знаменитую картину «Взятие снежного городка». На ней мастер изобразил сибирскую игру, которую наблюдал в юности. Живописец отмечал: «Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодежи». Получился настоящий шедевр, который мы знаем с детства. На переднем плане картины изображены дорожные сани, на их спинку накинут ковёр. Как он притягивает к себе взгляд! 

Любопытны параллели в событиях. Софья Александровна Давыдова, по происхождению из дворян, увлеклась народным искусством. Она специально приехала из Петербурга в Тюмень в том же 1891 году, чтобы изучить народный ковровый промысел. Итогом её труда стала прекрасная книга. А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже картина Сурикова «Взятие снежного городка» и 26 тюменских ковров оказались в одном выставочном пространстве. 

«БУХАРЦАМ ОКАЗЫВАТЬ ЛАСКОВОСТЬ» 

Но как зародился промысел? Корни его уходят в давние времена. В Тюмень ежегодно приходили среднеазиатские торговые караваны. В конце XVI века, чтобы наладить торговые связи с восточными странами, был издан царский Указ: « … чтоб с гостей таможенных пошлин не взимали. И чтоб «бережение к ним и ласку держали великую, и обиды бы и насильства никакого не было. Чтоб им и впредь повадно было со всякими товарами приезжать. А торговать бы им велели за городом в посаде или за посадом, где будет пригоже…». 

Купцы из Средней Азии останавливались на зимовку за рекой. Так появилась Бухарская слобода (нынешняя Зарека). 

В материалах Тюменского земского суда отмечалось, что бухарские женщины имели рукоделие: прядут, ткут ковры и холсты для своей надобности, многие из них весьма искусны. 

Исследователи сходятся на мысли, что тюменский ковровый промысел родился в результате влияния двух культур: восточной и русской. В Сибирь из европейской части России ехали переселенцы. Оказавшись в суровых климатических условиях, русские мастерицы заинтересовались рукоделием бухарских и татарских женщин, они быстро переняли навыки коврового ремесла, и пошло у них дело, да так успешно. 

Фирменный орнамент тюменского ковра – на чёрном фоне сочный букет в окружении листьев. Ведущие цвета букета: красный и зелёный, остальные лишь обогащали гамму. Сами мастерицы говорили: «всё мы можем выткать, собак или зверя какого, охотника. Какой узор пришлёте, такой ковер и сделаем». Узоры во многом зависели от модных веяний того времени. 

Ткали ковры не только в Тюмени, но и во многих деревнях. Самыми крупными ковровыми центрами Тюменского уезда были Кулаково, Успенское, Каменское. Продавали ковры в основном на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, а оттуда они распространялись по всей России и вывозились за границу. 

АРТЕЛИ ДА ФАБРИКИ 

При советской власти народный промысел продолжал жить. Чтобы он успешно развивался, из Москвы в Тюмень направлялись лучшие профессиональные художники. Первым приехал Иван Иванович Овешков, кстати, он уроженец Тобольска. В 1924 году Овешков организовал в Каменском ковровую артель. Мастерицы работали на дому, артель снабжала их необходимым сырьем и инвентарем. 

В 1932 году в столице открыли НИИ художественных промыслов, в котором работали люди, преданные своему делу. Они заинтересовались нашими коврами. В 1946 году в Тюмень была командирована художник, искусствовед Лариса Константиновна Зубова. Она разрисовала акварелью около 40 ковров, собрала бесценные сведения о народном промысле. Хлопоты её увенчались открытием в Тюмени, Тобольске, Ишиме ковровых артелей. Московские художники проводили творческие семинары, на которых учили мастериц делать эскизы, профессионалы разнообразили цветочные мотивы, ковры стали настоящими произведениями искусства. Они экспортировались за валюту, представлялись на международных выставках. 

В 60-м году артели были преобразованы в фабрики, но не долог оказался их век. Началось освоение нефтяного края. Фабрики закрылись. Тюменская, что была в Заречье, прекратила существование в 1965-м. 

В конце 1980-х сотрудники Тюменской картинной галереи выезжали в экспедиции за коврами. Эти изделия, по весу нелёгонькие, сотрудницы музея, набравшись сил, затаскивали в машину. И счастливые от осознания того, что спасают народные шедевры, ехали в Тюмень. Однажды случился курьез. Их задержала милиция. Полная машина ковров! Откуда богатства? Оказалось, в городе была обокрадена квартира, поэтому задерживали всех подозрительных. 

Историку Сергею Ивановичу Егорову в одной из экспедиций за редкостями недавно удалось найти ковёр Августы Фёдоровны Риффель, дочери знаменитой мастерицы Мавры Шабановой, получавшей за свой труд самые высокие награды. 

В настоящее время в России единственным центром возрождения уникального сибирского промысла является Ишимская ковровая фабрика, организованная в 2001 году. 

Ковер размером 2/3 метра две мастерицы в четыре руки ткут два месяца. Это титанический, кропотливый труд. Без любви тут не обойтись. Сырьём для ковра служит овечья шерсть. 

Бытует мнение, что висящий на стене ковёр – это дурной вкус, его место на полу, и вообще, ковёр – «пылесборник». Но ковёр ковру рознь. Есть настоящие произведения искусства. Какой уют и неповторимую атмосферу создают рукотворные вещи! В сибирских условиях ковры несут добрую службу, утепляя пол, а значит, берегут нас от простуды. 

Знаменитые произведения мастериц можно увидеть в тюменских музеях. Может, у кого-то и до сих пор дома уцелели старинные ковры… Если да – вам несказанно повезло! 

НА СНИМКАХ: рукотворный шедевр; "до чего же приятно поваляться на такой красоте!". 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/ 


34555