БИЕННАЛЕ
Музейная революция, о которой так долго говорили тюменские руководители культуры, все же произошла. Мы и не чаяли дождаться, что долгострой на ул. Советской когда-нибудь введут в эксплуатацию. И вот знаковое событие случилось – Музейный комплекс им. Словцова открылся.
В новое здание переедет 350 тыс. экспонатов, уже сейчас в фондохранилище находится более 30 коллекций. Кстати, там уже проводятся экскурсии, и все желающие могут с ними познакомиться. Ведь некоторые ждут своего часа оказаться на выставке годами. Общая площадь музея 29 тыс кв метров, одновременно его могут посетить до тысячи человек. Есть амфитеатр на 300 мест. Везде установлено самое современное оборудование. Начала работу сувенирная лавка, где предлагают продукцию на любой вкус и кошелек. Так что двадцатилетнее ожидание стоило того.
Первой выставкой в новом музейном комплексе стала биеннале современного искусства. Смело и весьма необычно. От музея, как правило, ожидают чего-то классического. Недаром раньше его работников называли консерваторами, то есть теми, кто бережно хранит предметы. Но, по заверению первого заместителя губернатора области Натальи Шевчик, лично курировавшей этот проект с нашей стороны, Тюмень готова к таким экспозициям. И даже модное, но непривычное для русского уха (во всяком случае, непродвинутого) слово биеннале, скорее, не пугает, а завлекает.
Приехавшая к нам выставка – это часть четвертой Уральской биеннале современного искусства. – Специальный проект «Работа никогда не завершается». Уральское биеннале считается престижной площадкой для мастеров со всего мира, Тюмень же впервые принимает у себя подобный смотр. 26 художников из России, Великобритании, Азербайджана поэкспериментировали в традиционном для региона ремесле – ковроткачестве. Тюменский ковер стал, как говорится, брендом области. Обычно, когда говорят о наших коврах, сразу вспоминают картину Сурикова «Взятие снежного городка». Те, что представлены на открытии экспозиции, не такие старинные, но сотканы по тем самым технологиям в Ишиме. Сейчас в Галерее современных промыслов и ремесел находится 77 ковров, созданных при поддержке правительства Тюменской области. Наш яркий, самобытный ковер легко узнаваем: на черном фоне располагается красочный цветочный орнамент – отсыл к мотивам земного и райского сада. Современные художники ищут свою трактовку.
Глава дирекции регионального развития государственного центра современного искусства, комиссар биеннале Алиса Прудникова лично провела первую экскурсию для прессы. Для самой Алисы слоган «Работа никогда не завершается» не просто слова. Она намерена и дальше развивать экспозицию, на ее основе проводить семинары, приглашать к серьезному разговору разных специалистов. Увлеченность проектом сразу же чувствуется, для каждой инсталляции находится концепция. Прудникова даже скептиков способна убедить в своей правоте. А нам, привыкшим к более классическому искусству, сломать стереотипы, прочно засевшие в голове. Хотя быть неконсерваторами получается не всегда.
Название проекта «Работа никогда не завершается» – перефразированный заголовок произведения британской художницы Элизы Беннет. «Работа женщины никогда не завершается». Применяя технологию вышивки, он бросает вызов представителям противоположного пола, что женский труд – легкий, и показывает его последствия. Ковроткачество, вне зависимости от того, кто им занимается, долгий, сложный, трудоемкий процесс. Эти люди ткут свой ковер жизни. И тут можно вспомнить древнегреческую мифологию и те самые нити судьбы.
У Леонида Тишкова, которого ткать научила мать, свое представление о нитях судьбы. Трагическая история его деда, расстрелянного в 38 году в Тюмени, нашла отражение в композиции «Безымянная». У него не осталось ни одной фотографии деда, он не знает, где его могила. Поэтому «Безымянная» – тюменский ковер, положенный на холмик, а рядом скамейка. Образ памяти о деде, и не посаженные на могилу цветы. Еще одна его инсталляция «Вязаник» – сотканный из остатков старой одежды костюм, хранящий тепло его родных. Для Леонида «Вязаник» – живое существо, стоящее в одном ряду с такими сказочными персонажами, как домовой.
Более века назад из Санкт-Петербурга в пригородный поселок Стрельну ходил трамвай. Его маршрут растянулся на 66 километров. Художница Евгения Мачнева молода, и эти поездки навсегда остались в ее памяти как неотъемлемая часть детства. И порой реальность соседствует с вымыслом. Именно об этом шпалера Мачневой «Маршурт». Омское творческое объединение «Наденька» выступает за эмансипацию, довольно оригинально убеждая женщин бороться за свои права – призывами на старой одежде. Вроде уже столько достигнуто, но нам за свои права бороться и бороться, ведь даже принятые у русских женщин пытаются отобрать.
Проект продлится до конца января следующего года, и тюменцы смогут сами оценить современное искусство, понять, есть ли ему место в их душе. А скоро мы вновь увидим свои любимые коллекции русской живописи, декоративно-прикладного искусства и икон «работа и правда не завершается».
НА СНИМКАХ: ткачиха; А Прудникова ведёт экскурсию.
Юлия КОНКИНА
Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/