ФИННО-УГРЫ, САМОДИЙЦЫ… ДНИ ТОРЖЕСТВ 

МИР НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ 

В Тюмени в середине ноября проходит ежегодный национально-культурный проект «Дни культуры финно- угорских и самодийских народов», включающий в свою программу выставки, семинары, концерты, национальные праздники удмуртов, коми, ханты, ненцев и марийцев. 

Старт торжествам дает удмуртский семейный праздник «Чижи- Выжи» («Родня») – он знакомит с самобытной традицией кружевоплетения, предлагает поучаствовать в национальных играх и послушать пение фольклорного коллектива «Оскон». В один из дней марийцы, в свою очередь, приглашают на праздник хлеба и обещают поделиться рецептами приготовления своих хлебобулочных изделий. Выставка предметов декоративно-прикладного творчества и народных промыслов «Город мастеров» сопровождается мастер-классами по художественной вышивке и плетению, лоскутному шитью, изготовлению традиционных кукол-оберегов. Тюменские финно-угры и самодийцы в очередной раз представляют яркие и разножанровые творческие номера – песни, танцы, обрядовые композиции. Название одного концертно-музыкального путешествия звучит вполне романтично «В край белых ночей, в край утренней зари». 

КТО МЫ? И ОТКУДА? 

Финно-угры – этническая группа, объединяющая в одну большую языковую группу венгров, ливов, вепсов, ижорцев, карелов, коми-пермяков, коми-зырян, марийцев, мордву, удмуртов, народ эрзя, мокшу, саамов, финнов, эстонцев и, конечно, селькупов, ненцев, манси и ханты (этносы Тюменского Севера). Одно только перечисление этносов дает представление о том, насколько группа обширна географически. Культура этих народов чрезвычайно интересна и разнообразна, она уходит корнями в глубины веков, вбирая в себя богатый опыт предшествующих поколений. И вполне реально уберечь ее хрупкое наследие от негативного влияния современных процессов, отмечают в областном Центре культуры и творчества финно-угорских народов, организаторе нынешних торжеств. 

В частности, запомнилось такое высказывание: «Наши народы живут любовью к каждой хвоинке, дождинке, к капле воды, к людям, к красоте, к природе. Это своеобразие можно прочувствовать, увидеть и услышать в каждом виде творчества: в песне, в танце, в орнаменте того или иного традиционного изделия, в ястве национальной кухни… По большому счёту наше благополучие и этническое развитие всегда зависело и зависит от разумной, целенаправленной политики государства – от тактики невмешательства до попыток интегрировать нас в общегосударственную систему». 

А ведь можно вспомнить примеры классического «переделывания» традиционной культуры. Взять хотя бы четырехсотлетнюю историю взаимодействия обских угров с представителями других этносов, связанную поначалу с колониальной политикой царского правительства по отношению к инородцам (XVI век), затем с христианизацией (XVII-XIX века), атеистической кампанией XX века и, наконец, с освоением нефтяных и газовых месторождений, продолжающимся и по сей день. Люди не по своей воле оказываются в новых социально-политических и экономических условиях, когда происходит частичная трансформация многих сфер их традиционной культуры: почти полностью исчезает керамическое производство, традиционное ткачество и кузнечное дело, а основным занятием становится добыча пушного зверя – то, что специалисты называют искусственной (вынужденной) специализацией. 

Отдельный разговор – об уроне, нанесенном духовной культуре этносов, их мировоззрению в процессе христианизации и последующего воинствующего атеизма. Исследователи тем не менее считают, что традицию финно-угорских верований полностью разрушить не удалось. Потому что имеет место очень стройная религиозная система, органично и естественно объединяющая всё сущее в единый живой мир. Скорее, речь идет не столько о религиозных традициях, сколько об образе жизни, где поведение человека составляет сложный порядок ритуалов, сопровождающих его от рождения и до конца жизни. Да и сами религиозные представления финно- угров об их историческом происхождении обеспечивают жизненно важное (единственное в своем роде) определение того, кем они являются. Подмена здесь невозможна по определению. В противном случае групповой идентичности (самоидентификации) был бы нанесен непоправимый урон. От нападок на традиционную систему, к примеру, страдает статусная роль мужчины, ибо теряется смысл всего и вся, происходит подрыв основополагающих представлений. Без них соответственно ослабляется индивидуальная и коллективная выживаемость – по сути, происходит моральное разложение этноса. 

СПАСИТЕЛЬНАЯ НИТОЧКА ВРЕМЁН… 

Цивилизация, как бы то ни было, не может считаться таковой без адаптированной для упомянутых народов системы образования, учитывающей роль семейного воспитания, особенности их психологии, национальных традиций, мировоззрения и языка. Значит, дальнейшая судьба финно-угорских народов в нашем регионе во многом зависит от продуманности (если хотите, научности) этнокультурной политики. Исследователи даже находят здесь повод для оптимизма: создаются этноприродные парки, строятся Дворцы национального творчества, этнографические музеи, открываются малокомплектные национальные школы, разработан ряд целевых программ… 

В одной из монографий об итогах исследования этнографии коми юга Западной Сибири говорится, к примеру, что основные центры компактного расселения этого народа находятся в Ялуторовском и Ярковском районах. А этническое самосознание, самобытность и основные элементы традиционной культуры лучше всего сохраняются и воспроизводятся в селе Старо-Александровка, где до сих пор стоят крепкие дома со столетними бревенчатыми стенами, где есть старинные печи с полатями, где сама обстановка напоминает атмосферу, характерную для начала XX века. 

Есть предположение, что этнос мигрировал с Запада на Восток, а не наоборот, как принято считать. Расселение от Дуная до Оби, а то и до Байкала – такова пространственно-временная составляющая финно-угорского мира. А его история уходит корнями чуть ли не в ледниковый период – вот вам и толща тысячелетий. Что касается некоторых языковых особенностей, то ученые установили: в речи угров содержатся выражения, схожие по смыслу-звучанию с германскими и кавказскими языками. 

Есть у финно-угров и своя героическая эпоха – она, возможно, совпадает с эпохой викингов в Северной Европе, но по временному охвату несколько шире – VI–XII века. Согласно исследованиям этнос нередко демонстрировал военную силу и оказывал сопротивление колонизации. Например, прогнал тех же викингов, не пустив их за Урал. Как гласит легенда, однажды в верховьях Сосьвы некие пришлые гребцы на ладьях попросили еды у стоявших на высоком берегу местных воинов. А те в ответ сбросили им объедки, намекая на нежелательность вторжения чужаков на их земли. С тех пор название того места звучит так: «Нуппклайм керас» («Скала, с которой была сброшена голова лосенка»). В общем, как могли, противостояли агрессивным пришельцам во все времена. А покорились их напору только в эпоху огнестрельного оружия… 

Очень важно сегодня не упустить время и все-таки удержать утончающуюся ниточку времён, связь поколений. Ещё жив и жизнеутверждающ народный дух – видимо, благодаря всеспасительной любви к окружающему миру. Не о том ли говорит каждое па хореографических фольклорных групп, не об этом ли поют, слагают свои баллады и оды ревнители традиции. 

Дом, домашний очаг – это твоя семья и твоя история. Для всех народов это священные понятия, ибо здесь можно найти кров, тепло и защиту. А накрытый стол с яствами непременно освящается специальными ритуальными действиями. Поскольку пища – категория сакральная, к её добыче и приёму отношение соответствующее, требующее соблюдения норм и правил. Кстати, в Дни финно-угорской культуры священный акт дегустации блюд национальных кухонь благословляют при помощи определённых заговоров. Например: «Отгоним от нашего стола злых духов!». После такого ритуала угощения кажутся особенно вкусными. Мудрая народная культура, дошедшая до нас из глубины веков. Она поучительна, в том числе для нас, представителей урбанизированного «остального» большинства. 

НА СНИМКАХ: участники праздника финно-угорской культуры в Тюмени. 

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/ 


34566