СВЕТОЧИ КУЛЬТУРЫ
В Тюмени, в местной картинной галерее среди сотен шедевров изобразительного искусства хранится небольшой бюст Николая Рериха – работа А. Григорьева. Последний раз скульптуру выставляли на обозрение публики в связи с привезенной в наш город экспозицией «Певец Священных гор» – серия «Гималаи».
С ПАСПОРТАМИ
ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
А относительно недавно культурная общественность вспоминала великого русского художника, гуманиста и просветителя, ученого и путешественника, исследователя, выдающегося общественного и культурного деятеля мира Николая Константиновича Рериха по случаю его дня рождения – он родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Ровно семьдесят лет назад, в 1947-м, после долгих лет жизни в Индии во время сборов его семейства домой, в Россию, когда уже должны были оформляться документы на возвращение, Н. Рериха не стало. Исторический казус состоял в том, что Рерихам были выданы паспорта Временного правительства, которые они сохранили до конца жизни. Однако само по себе это обстоятельство создавало много сложностей при пересечении границ, в том числе и советских. А семья всегда мечтала вернуться на Родину. Николаю Константиновичу неоднократно предлагали принять гражданство во многих странах, а он неизменно отказывался, мечтая вернуться. Но этим мечтам не суждено было сбыться. В 1957 году смог вернуться только старший сын Рерихов – Юрий Николаевич. В начале 40-х годов Николай Рерих писал: «Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта… Юрий – в науке, Святослав – в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Ее записи найдут живой отклик в сердцах искателей- мыслителей… Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».
Закономерный вопрос: почему русский художник столь продолжительное время жил в Индии? Такова судьба? Похоже. Дело в том, что в 1915-м он заболел воспалением легких – болезнь обострилась настолько, что Н. Рерих был вынужден составить завещание. По России тогда прокатился слух о смерти известного живописца. К счастью все обошлось. Врачи настоятельно рекомендуют ему переехать из сырого Петербурга, климат которого лишь усугублял болезнь, в финский Сердоболь (Сортавалу). Туда и отправился Николай Константинович с семьей в декабре 1916 года. После революции 1917 года Финляндия, к которой отошел Сердоболь, обрела независимость. А к маю 1918 года граница с Советской Россией была наглухо закрыта, и Рерих с семьей оказался помимо воли за пределами Родины.
ИНДИЙСКИЙ ПУТЬ
В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. Рерих, помимо русской философии, целеустремлённо изучал труды мыслителей Востока. Ещё в 1913 году он опубликовал статью «Индийский путь», в которой говорил о необходимости глубокого изучения культуры Индии и организации туда большой экспедиции. Но Первая мировая война помешала осуществлению этого плана. Культурно-просветительская деятельность в Америке позволила Рерихам привлечь общественное внимание и необходимые средства для организации экспедиции, основной целью которой было «…проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безмерного материка».
В 1923 году под руководством Николая Рериха началась одна из самых крупных экспедиций ХХ века в Индию. Весь маршрут от начала до конца вместе с Николаем Константиновичем прошли его старший сын Юрий и жена, Елена Ивановна. Путешествие было тяжёлым и опасным. Его участникам пришлось столкнуться с произволом чиновников, переносить холод и голод, отражать нападения разбойничьих шаек. В северном нагорье Тибета, на перевале Чантанг экспедиция была задержана по приказу тибетских властей. В путевом дневнике Рериха можно прочитать такую запись: «Температура опускалась так низко, что даже коньяк замерзал во флягах. Значит, было ниже 50 градусов по Цельсию». Несколько месяцев путешественники находились на высоте 5000 метров без зимних палаток и топлива. От холода погиб весь караван экспедиции и несколько проводников. Однако сила устремления и мужество помогли Рерихам преодолеть все трудности и остаться в живых. В ходе экспедиции были сделаны интересные научные открытия, собраны уникальные коллекции. Материалы, собранные Рерихами во время путешествия, требовали обработки и систематизации. Для этого в 1928 году в Западных Гималаях, в долине Кулу был основан институт исследований «Урусвати», с которым сотрудничали учёные из разных стран мира. В долине Кулу («серебряная долина») – одной из самых священных долин Индии – поселился с семьей и сам Николай Константинович. Именно здесь и была создана большая часть горных пейзажей, посвящённых величественным Гималаям.
МАСТЕР ГОР
Серия «Гималаи» отражает реальный маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под его руководством в 1924–1928 годах – тогда были пройдены малодоступные области в окрестностях Гималаев. Прямо на маршруте художник создал более пятисот сюжетов, а остальные были написаны им впоследствии по имевшимся наброскам в 30-40-е годы прошлого века в Индии, в долине Кулу. Сам мастер называл их «путеводными темперами» и «панорамой азийских просторов». За эту серию Рериха стали называть в Индии Мастером гор. «Его Гималаи излучают на нас своё несравненное богатство света, красочности, невыразимое величие мысли, которое символизирует само слово «Гималаи», – говорил об отце Святослав Рерих. – Смотришь на картины Николая Константиновича, на его Гималаи и кажется, что в них достигнута предельность нашей физической передачи, не только внешнего облика, но и внутреннего звучания-смысла… Он хотел, чтобы именно искусство было ведущим началом в жизни. Если у вас есть картина Николая Рериха – вы владеете не только прекрасным произведением искусства … Вы владеете запечатленными на полотне мыслями и аурой мастера, его присутствием, которое излучается на смотрящего и поднимает его в более высокий план, на котором жил сам Николай Рерих…». Одну из философских граней этих картин помогает осознать давний миф о происхождении гор: «Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: «Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». И Создатель ответил: «Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением».
Этюды Гималайской серии написаны темперой. Темперой писали русские иконописцы, многие мастера эпохи Возрождения. Название «темпера» происходит от итальянского «temperare», что значит «смешивать краски». Сухие красочные пигменты смешиваются на следующей эмульсионной основе: яичный желток, водо-растворимые растительные клеи и смолы. Николай Константинович всегда изготавливал краски сам, по своим особым рецептам, как впоследствии и его сын Святослав. В их состав входили растёртые в порошок драгоценные и полудрагоценные минералы, которые он собирал во время своих многочисленных экспедиций. Работа с темперными красками имеет ряд особенностей: материал быстро сохнет и не терпит никаких исправлений и дополнений. Поэтому работать в этой технике нужно быстро, чётко, без суеты, без права на лишние неточные движения.
Изучая в своё время работы старых мастеров, художник заметил, что некоторые из них писали на цветных грунтах. Холст (или как на памятной выставке в Тюмени – картон) изначально покрывали одним определённым цветом в зависимости от замысла, который необходимо было воплотить, затем очень тонкими слоями накладывали остальные краски. Один цвет просвечивал сквозь другой, создавая эффект светимости. Этот приём перенял и Николай Рерих. И действительно, глядя на эти снежные вершины, мы видим игру света, любуемся предрассветным часом и угасающими лучами заходящего солнца.
Самые красивые на Земле горы показаны во всем своём величии и многообразии. Вы не найдете двух одинаковых или сколько- нибудь похожих картин. Необыкновенно богатая красочная гамма на полотнах говорит о столь же прекрасном и неповторимом внутреннем мире их создателя. Гималайские этюды Рериха раскрывают перед нами красоту мира горнего, напоминая о самом главном назначении человека.
ПАКТ РЕРИХА
На протяжении всей своей жизни Николай Рерих всеми силами стремился защитить и сохранить культурное достояние планеты. Идея о специальном соглашении по охране просветительных сооружений и памятников культуры возникла у Рериха еще в Русско-японскую войну. В 1911 году совместно с Бенуа он основал «Общество защиты памятников искусства и старины». В годы Первой мировой Рерих знакомит с проектом документа Николая II, который отнёсся к идее с большим вниманием. Однако военные действия помешали её воплощению в жизнь. В 1929 году Рерих вновь поднимает вопрос о создании Пакта по охране культурных памятников и учреждений. Отличительным знаком Пакта, который чаще называют «Пакт Рериха», должно было стать Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство Прошлого, Настоящего и Будущего в круге вечности. Такое Знамя должно было водружаться на культурных объектах, подлежащих охране. В 1935 году Пакт Рериха был подписан в Белом Доме США и государствами Латинской Америки. В 1954 году на конференции ООН была принята «Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов».
Завершая свой жизненный путь, Николай Константинович оставил всем нам завет: «Любите народ русский. Любите все народы, на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество».
НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ: репродукция портрета Николая Рериха, созданного его сыном Святославом; Н. Рерих «Пути к Эвересту».
Тодор ВОИНСКИЙ /фоторепродукция автора/