ВЫСТАВКА
Помните? «Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Слова классика замечательно описывают творчество двух очень непохожих тюменских художников – Андрея Ердякова и Вячеслава Сизова, которые представили свои живописные и графические работы на общей выставке в экспозиционном зале Тюменского регионального отделения Союза художников России. Казалось бы, как можно? Один – изысканность и нежность, задумчивая созерцательность и светлая грусть, другой – порыв, страсть, буйство красок, безумство форм, экспрессия и движение. Вместе – неожиданное созвучие и удивительная гармония.
"Сначала была задумка показать их отдельно, – признается Александр Новик, председатель тюменского отделения Союза художников. – Сделать экспозицию Ердякова, экспозицию Сизова, но потом мы пришли к мнению, что нужно их перемешать. Сизов – художник чисто декоративный, он идет от "Бубнового валета", от Лентулова, где яркие цвета, насыщенные формы, динамика. У Ердякова тонкие цветовые, тоновые отношения, при этом он привносит дизайнерские формы, и это очень интересно. Экспозиция состоялась за счет того, что они дополняют друг друга и очень хорошо рядом смотрятся".
Вячеслав Сизов и сам отмечает, что у них с Андреем Ердяковым "изначально зерно общее". Оба учились в художественной школе, которая сейчас носит имя Александра Митинского, потом – в училище искусств; оба принадлежат к поколению создателей "Нового искусства Тюмени". Так называлась знаковая выставка начала девяностых, на которой молодые, дерзкие предъявили миру свое видение чистого искусства, свободного от идеологических догм, запретов, предписаний и навязанных тем. Работы той поры наряду с более поздними вошли и в нынешнюю экспозицию. Персональная выставка, пусть на двоих, предполагает ретроспективу. "Можно очень хорошо проследить, как развивается художник, – отмечает искусствовед Татьяна Сергейчук. – В то же время видно, насколько целостен в своем восприятии каждый мастер, насколько он индивидуален".
Редкая выставка живописи обходится без пейзажей. В этой экспозиции их нет. Чуть-чуть зимы – укутать снегом дворовые стол и стулья, немного водной глади – бросать камушки с деревянного настила, намек на растительность по ту сторону клетки, из которой упорхнула птица... Есть несколько интересных портретов, в остальном же перед нами – царство натюрмортов во всем их множестве и разнообразии. Активный, сочный "Японский натюрморт" или энергичный и суровый "Натюрморт в овале" Сизова. Легкий, птичий, слегка игривый "Натюрморт со свистульками" или неброский, но полный внутреннего драматизма натюрморт "После..." Ердякова.
Искусствовед Зинаида Чернеева любит жанр натюрморта, и ей интересно, каким видят предметный мир участники выставки: "Вещи, которые здесь представлены, у разных художников ведут себя по-разному, по-разному бытийствуют, по-разному событийствуют между собой. У Вячеслава они активно взаимодействуют, живут, двигаются. Наложила свой отпечаток стилистика "Бубнового валета", футуризма, кубофутуризма... А у Андрея Ердякова, наоборот, вещи как бы тихо предстоят перед зрителем. Я видела картину "Портрет чайника". Просто чайник – и просто предстоит..."
Но чем больше вглядываешься, тем яснее понимаешь, что с этими натюрмортами все не так просто. В акварельных работах Сизова вдруг ощущается прозрачность и зыбкость бытия – свойство, присущее скорее картинам Ердякова, когда кажется, что вещи плывут в тумане и растворяются, тают вместе с окружающим миром. А нередко еще и глядятся в свои отражения, похожие на миражи в магической дымке. Отражение может жить своей жизнью, иметь собственный характер, как тот самый чайник, залюбовавшийся собой в зеркале настолько, что показался круглее, выпуклее, больше себя реального и гордо задрал носик. "Очень эмоциональная живопись", – отмечает художник Сергей Перепелкин, бывший однокашник Ердякова. И правда – откровенной, ветреной экспрессией веет от белого листа на этюднике – "Начало". Чашки, не убранные после чаепития, похожи на гостей, уснувших где придется после бурной вечерники, ракушечная ваза в характерной призрачной поволоке ощущается рельефной, чуть ли не телесной... Статичные, во фронтальной плоскости, композиции полны философского символизма: снаружи птичьи перья в горшочке, а наушники – в клетке.
Полка, заставленная многозначительными мелочами. Рядом – красное, белое, хрупкое, ломкое... В первый момент кажется, что эти две работы написаны одной рукой. В следующий – удивляешься, как можно было ошибиться: они такие разные! И все же неуловимо схожие... Предметы Сизова - экстраверты, они не стесняются выставлять себя напоказ, живо взаимодействуют со зрителем. Иные как будто прячут под маской бесшабашности потаенную грусть, другие звенят стеклянно, тонко, трепетно, третьи полны безудержной страсти, энергии первозданных стихий... "Слава всегда был таким, – продолжает Перепелкин. – Его, наверное, в детстве укусил Сезанн... Он на всю жизнь этим заразился, и он весь в истории искусств... У него всегда были замечательные работы, и сейчас я с удовольствием гляжу на эту густую, мясистую живопись".
Выставка Андрея Ердякова и Вячеслава Сизова – тот самый случай, когда изобразительное искусство хочется сравнить с музыкой. Два авторских голоса, две мелодии распадаются на полифоническое множество красок, оттенков, вещей, форм, фактур, стилей, чувств, темпераментов, идей, мыслей и снова сливаются в единый ансамбль.
Кира КАЛИНИНА /фото автора/