ИСТОРИИ СТРОКИ
Эта стихотворная строчка Агнии Барто с юных лет помнится представителям старшего поколения. Их детство прошло в советское время, когда праздник, рождённый революцией, был самым главным, государственным. Почтовые ящики в тот день наполнялись поздравительными открытками. Люди с хорошим настроением, воодушевлённые успехами в труде и гордые за великую страну СССР, шли на демонстрации.
– Ура, товарищи! – Счастливые лица взрослых и детей, надежды на светлое будущее…
ГИДРА КАПИТАЛИЗМА И НОВЫЕ ВРЕМЕНА
Местная газета «Трудовой набат» в честь пятилетия Октября 7 ноября 1922 года выпустила специальный номер аж на восьми страницах. Горожане могли узнать, как борются пролетарии в зарубежных странах за свободу, как не сдаётся буржуазия. И «как международная гидра капитализма строит козни против Советского Союза».
Напечатаны декреты Октября, множество материалов идеологического и пропагандистского толка. В то время каждый гражданин, от мала до велика, должен быть политически подкованным. Вот только не все горожане смогли прочесть газету. Среди населения была чуть ли не поголовная безграмотность.
Ничего, агитаторы умели растолковать, что к чему, и воодушевить людскую массу. Один из пропагандистов заявлял: «Отмирают старые праздники. Пусть празднуют их обыватели, кулаки, чиновники (хоть и советские), попы! До них нам нет дела. Наш Новый год и Рождество – Великая Октябрьская Революция, наши праздники – пятилетие Чека, Февральская революция, 1 Мая. Наша возьмет!» («Трудовой набат», 1923 год).
Газета поместила план празднования пятилетия Октября, который надлежало безукоризненно выполнить.
«1. Празднование начинается вечером 6-го ноября докладами и вечерами воспоминаний по всем рабочим клубам, заканчивается спектаклями и концертными отделениями.
2. Утро 7 ноября. Парад войск гарнизона и демонстрация рабочих организаций, происходящие на Базарной площади в 12 ч. дня.
3. Днем 7-го ноября, после парада, устраивается гарнизону обед. По клубам и детским домам устраивается угощение и увеселение детей, находящихся в домах Наробраза.
4. В семь часов вечера по городу от Губкоммунотдела по ул. Республики на базарную площадь проходят допризывники с зажжёнными факелами и пением революционных песен. Шествие оканчивается небольшим митингом на площади и сжиганием фейерверка.
5. В 8, 9, 10 часов в клубах и театрах начинаются спектакли и концерты, сопровождаемые докладами о значении праздника».
«БАТРАК, ТЫ ПОМНИШЬ ВРЕМЕНА…»
Празднику 7 ноября самодеятельные авторы посвящали свои стихи, которые охотно печатала газета «Красное знамя». В 1927 году отмечалось десятилетие Великой Октябрьской революции, читатели вдохновились следующими строками:
Батрак, ты помнишь времена
И жизни адское мученье?
Та угнетенная страна
Теперь встает, как привиденье!
Теперь, когда уж 10 лет
Ты видишь, что насилья нет,
И нет былого угнетенья.
Ты не забудь кровавых дней,
Ты не забудь былые годы
И защищать всегда умей
Свои права, свою свободу!
Сочинил эти стихи товарищ Санников из деревни Новые Юрты Тюменского района.
Газета поместила отклики рабочих о новой жизни. «Я скажу, что мы хозяева положения. Например, в горсовет мы выбираем членов, даём каждому вот это и другое выполнить. И при заводских делах бывают наши постановления, и выполняют их. Каждый опять-таки избирается на всякие государственные должности», – писал мастер модельного цеха завода «Механик» Дмитриев.
«Раньше у рабочего кроме кабака ничего не было, а теперь свои клубы и красные уголки, к которым рабочие имеют большой интерес. Но не только клубы дала Советская власть, главное же – это ликвидация неграмотности, которая перерождает и открывает глаза человеку», – рассуждал сцепщик ст. Тюмень тов. Бугров.
«Советская власть заботится о работнице и помогает всему рабочему классу. Нам, рабочим и работницам, никакой другой власти не надо», – откликалась поломойка будки осмотра ст. Тюмень Пелагея Жарова.
Передовица газеты была наполнена оптимизмом: «Великая Октябрьская революция – явление, перевернувшее и перетряхнувшее всю так называемую общественность страны. Вместо царской знати и душных помещиков, вместо промышленных тузов и бюрократического чиновничества, вместо мирских старшин и духовных пастырей на смену пришел новый класс – класс до этого наиболее эксплуатируемых и наименее обеспеченных. Новая, имеющая громадные общественные достижения, общественность не может идти ни в какое сравнение не только с общественностью царской России, но и России времен Керенского. Да и разнится ли чем-нибудь существенным в деле положения трудящихся Россия времен Керенского от России царской…
Вчера, выйдя из огня Гражданской войны, сломав костлявую руку голода, сегодня уже мы перед лицом трудящихся всего мира бросаем вызов капиталу, намечая переход к 7-часовому рабочему дню и давая новые льготы трудовому крестьянству. Сельское хозяйство перешагнуло довоенные черты. Поля бороздят стальные кони-трактора. Деревня машинизируется».
ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ
Но какой праздник без детей? Участие школьников в праздновании 7 ноября было обязательным. Потому что на юную смену возлагались огромные надежды партии и комсомола.
По архивным документам можно попробовать воссоздать атмосферу театрализованного выступления, подготовленного юными ленинцами. В 20-е годы прошлого века в большой моде были «живые газеты». Это примерно так происходило…
На сцену клуба вышел десятилетний товарищ в красном галстуке и громко продекламировал передовицу о том, как в СССР с трудовым подъёмом идёт гигантское промышленное строительство. С гордостью привёл слова товарища Сталина: «Труд стал превращаться в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства». «И мы тоже трудимся! – убедительно заявил юный докладчик. – За партой и на колхозном поле».
Группа детей продолжила выступление ярким сообщением о кооперации. «Кооперация – это столбовая дорога к социализму», – с чувством и, кажется, глубоким пониманием темы читали ребята выученный текст.
Юные агитаторы убежденно говорили, что в кооперацию нужно массовое вовлечение крестьян и рабочих. Затем девочка звонким голосом зачитала революционные стихи. Далее последовала хроника, состоящая из маленьких сценок, придуманных самими детьми, о том, как они участвуют в делах первой пятилетки. Дети изображали, как они дергают на колхозном поле сорняки, как учат неграмотных читать. Ядовитый фельетон посвятили лодырям и замарашкам.
Всё это действо сопровождали музыка и аплодисменты зрителей. Далее выступили певцы, рассказчики, затейники, плясуны, гармонисты. В заключение вышли юные спортсмены. Особо эффектно смотрелись гимнастические упражнения под звуки старинного марша «Алтекамараден».
Словом, культурная программа получилась занимательной. «Живая газета» продемонстрировала, что советские дети растут коллективистами, людьми другой формации.
КТО ТАМ ШАГАЕТ ПРАВОЙ?
Участвовала детвора и в демонстрации, посвящённой 7 ноября.
– К праздничному шествию мы готовились серьезно, – вспоминает Надежда Петровна Кислицына, чьё детство пришлось на первые послевоенные годы. – Между звеньями устраивались соревнования, кто лучше учится.
Мне нравилось, что снимали с урока физкультуры на репетицию. Мы становились в колонну по четыре человека, вожатая, такая крепкая розовощекая девушка, голос у нее громкий, зычный, всем хорошо слышно. Она командует: «Кто там шагает правой?». Мы кричим: «Левой, левой!». Наша школа № 2 находилась в старинном здании на Водопроводной, 28. Улица была выложена булыжником, мы чеканили шаг по этому булыжнику, здорово вожатая нас муштровала…
Обычно на 7 ноября в Тюмени выпадал снег, было холодно. Ну, ничего, в едином счастливом порыве шагали возле трибун, на грузовых машинах везли юных спортсменов, они показывали гимнастические упражнения. С трибуны слышим: нас приветствуют, мы радостно и громко отзываемся: «Ура-а!!!». В праздник, помнится, всем классом сходили в «Темп», посмотрели фильм «Чапаев».
А ещё на всю жизнь запомнила стихи:
Об Октябре поёт Москва,
О празднике великом
И слышны её слова
И русским, и таджикам».
Была огромная страна СССР. Независимо от национальности мы радовались празднику. Хорошее было время…
НА СНИМКЕ ШУСТЕРА запечатлён момент празднования 10-летия Октября в Тюмени.
Елена ДУБОВСКАЯ /фоторепродукция автора/