ЭТОТ СЧАСТЛИВЧИК ДЮМА!

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА

Тюмень. 26 октября 2017 года. Идём на первый утренний сеанс в кинотеатр «Премьер». На премьеру «Матильды». Во- первых, с утра дешевле. Для пенсионера это имеет значение. Во-вторых, надо уже утолить-таки информационный голод (проще говоря, обывательское любопытство) в связи с долгой скандальной прелюдией к этому фильму. 

Начало интригует. На входе нас встречает… полиция. Необычная для Тюмени формальность – проверка содержимого портфеля (в столице это давно уже стало обыденностью). Дамская сумочка жены подозрений не вызвала. Осматриваем окрестности. Колонны черносотенцев с иконами и палками поблизости не наблюдается, слава Богу. Уже обнадёживает! Может быть, удастся возвратиться домой живыми. 

Народу пришло не густо. Около 4-х десятков душ на зал в двести мест. Не ожидал! Видимо, опасаются. Впрочем, утро четверга – люди работают. 

Сеанс идёт без эксцессов. Без сюрприза, правда, не обошлось. Госпожа Поклонская, наверное, будет удивлена, но финальные титры кинофильма зрители награждают… аплодисментами. Не теми овациями, которые отпускают командиру авиалайнера благодарные пассажиры за хорошую посадку. Хотя… Догадываюсь, аплодировали все в знак признательности авторам кинофильма. Я и сам выхожу из зала с комком в горле. Понравилось! Пушкинская формула «Над вымыслом слезами обольюсь» сработала. Значит, хороший вымысел. Да и не может не тронуть зрительское сердце еще одна романтичная история любви, где есть всё – и борьба за сердце красавицы, и подвиг самоотвержения, и неумолимые препятствия на пути влюблённых, и интриги, и трогательная эротика, и неизбежная кровь. 

Каждый из нас вольно или невольно примеряет книжные истории на себя, любимого. Отроческий интерес к девчонкам, первая любовь, которая почти всегда завершается ничем. Из нашей школы, к примеру, лишь одна пара одноклассников сохранила свои отношения на всю жизнь. Даже в библейском апокрифе, помнится, сказано, что Ева была не первой женщиной Адама. 

Добротная, талантливая кинобеллетристика вполне достойна зрительской любви. Захватывающие приключения героев ленты несут в себе и педагогический эффект – учат человека бороться за свою любовь, не отступать перед преградами, беречь своих близких, отвечать за свои поступки. 

Теперь об исторической правде. Есть в фильме эпизоды, которые созвучны русскому сердцу. И то, как благородно повёл себя государь Александр, спасший свою семью при крушении царского поезда. И то, чем закончилось празднование коронации Николая Второго на Ходынском поле. Эти знаковые вехи давно утвердились в народной памяти и не подверглись какой-либо нравственной переоценке со стороны авторов фильма. И вовсе не виной, а фатальной невезухой молодого царя вроде бы воспринимается трагедия на Ходынском поле. И любовный крах представляется не предательством, а высшими соображениями, продиктованными государственными интересами (еще одна вариация на тему «Всё могут короли»). Но прямое сопоставление двух эпизодов, когда один государь спасает свою семью, подставляя спину под крышу разбитого вагона, словно Атлант под небесную твердь, а другой не в силах сохранить ни свою любовь, ни жизни своих верноподданных, пришедших на праздник и угодивших в могилу. Не случайно в фильме введена оценочная метафора, когда сходящий с помоста молодой царь словно погружается в черноту преисподней… 

Теперь о Воронцове, необходимом составляющем любовного треугольника. Насколько вымышлен этот русский сплав гардемарина с д ,Артаньяном? Наша история знает немало отважных авантюристов, пытавшихся сыграть с судьбой в рулетку. Вспомнить хотя бы несчастного поручика Мировича, пытавшегося освободить претендента на трон, или Толстого-американца. 

А стоит ли говорить о достоверности? Покажите мне идиота, который изучает историю Франции по романам Дюма? Или того кретина, который захочет узнать о Великой Отечественной войне по фильму Михалкова «Цитадель». А кому взбредёт в голову изучать историю России по фильмам «Вперёд, гардемарины!»? 

Повезло знаменитому романисту. Родись он в России в наши дни – точно не вылезал бы из суда. Всем известно, какое место занимала история в романах Дюма. Была она всего лишь маленьким «гвоздиком», на который навешивал знаменитый писатель свои роскошные картины. Соответствовал ли подлый интриган кардинал Ришелье своему мудрому и дальновидному прототипу – политическому деятелю, который когда-то запретил дуэли, бессмысленно уносившие дворянские жизни? А романтичная королева Анна Австрийская, которая, говорят, отличалась не только дурной внешностью, но и отменным цинизмом? Кажется, ей принадлежит фраза «Посулите толпе золотые горы, а после этого смело взнуздайте ее, не трудясь выполнять свои обещания». Да бог с ними – с этими персонажами французского двора. Нам и дела до всего этого нет! Мы просто читаем этот бестселлер всех времён и народов или смотрим кино – и восхищаемся отвагой и благородством, ненавидим подлость и жестокость. А реальным историческим сходством пусть скрупулёзно занимаются учёные мужи, для которых достоверность и следование исторической правде являются делом профессиональной чести. Хотя, заметьте, даже у признанных авторитетов науки сплошь и рядом наблюдаются разногласия. Так чего ж мы хотим от создателя художественного фильма? Слишком многого. 

Думается, искать в романтической ленте Алексея Учителя реальную историю – занятие бессмысленное и подлое по отношению и к автору, и к государю, и к балерине, и к принцессе Аликс (которая, кстати, была намного красивее своего экранного воплощения, судя по фотографиям). 

И возмущаться фильмом «Матильда» могут только, как бы повежливее выразиться, люди, которые хотят выкроить из блохи голенище. Сколотить политический капиталец за чужой счёт. Или те, кто пока еще не попал в поле зрения психиатров. С премьерой, россияне! 

Я предвижу финал этой скандальной истории с обвинениями в адрес создателя фильма. Из кинотеатра выходит зарёванный Прокурор, спешит к Режиссёру и говорит ему: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» 

«Ни фига! – возразила мне жена, которой изложил я свои гениальные предвидения. – Для такого развития событий необходимы два условия: интеллект и совесть. А их там, похоже, не наблюдается». 

Леонид ЛЕВИН 


34400