МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
В Большом концертном зале Тюменского колледжа искусств состоялся гранд-концерт молодых, но уже достаточно известных в России и за ее пределами гитаристов-виртуозов Станислава Нестерова и Михаила Нагорнова. Первый представлял Екатеринбургскую консерваторию, будучи воспитанником курганской гитарной школы, второй тоже педагог высшей школы, является воспитанником казанской школы виртуозов классической гитары.
Выдающийся испанский композитор, дидакт и исследователь Эмилио Пухоль Вилларуби в одной из своих работ заметил, что если два рояля звучат как полтора, то две гитары подобны квинтету. Именно с блестящего ансамбля итальянского маэстро Фернандо Карулли и начал свой триумфальный концерт дуэт молодых виртуозов. Гости покорили слушателей невероятной слаженностью головокружительных пассажей, временами напоминающих «мертвую петлю» знаменитого предка одного из музыкантов – русского авиатора Нестерова. Эти звуки будто переносили восхищенных слушателей в идеальный мир вдохновения и неземной радости, где сбываются все мечты. В связи с этим вспоминается известное определение Л.Н. Толстого: «Музыка – это воспоминание о том, чего никогда не было, и мечты о том, чего никогда не будет…».
В индивидуальном «забеге» мастера играли не менее блестяще. Они поделились со слушателями секретами современного прочтения оркестровых партитур отечественных и европейских манускриптов, исполнив на пределе технических возможностей инструмента малоизвестные произведения. Зал был в восторге от необыкновенной теплоты и певучести vip-инструментов, одно упоминание о стоимости которых приводит многих в состояние глубокой задумчивости. Вторая половина концерта приняла фестивальный размах. Станислав Нестеров и Михаил Нагорнов сыграли Интродукцию и Фанданго Луиджи Боккеррини, одно из лучших творений жанра андалузской культуры. Это своего рода народная мистерия, испанский Град-Китеж в прочтении ошеломленного этой сказочной страной итальянца и адаптированный для ансамбля молодыми русскими самородками. Достаточно объемное, но доступное для слушателей произведение вмещало в себя, так сказать, Нагорную проповедь, сплав высоких христианских чувств и идеалов с необыкновенным восторгом человеческого бытия с надеждой.
Слушатели неохотно покидали зал. Жаль было расставаться с виртуозами, истинными профессионалами классической гитары.
* * *
ТЮМЕНСКАЯ ФИЕСТА
В рамках ХIV городского фестиваля «Осенняя рапсодия» состоялся концерт, успех которого можно назвать ошеломляющим…
Но сначала немного истории. В 1959 г. в Тюмени выпускник Свердловского музыкального училища Л.Ф. Беззубов создал любительский оркестр русских народных инструментов, получивший статус профессионального и носящий сегодня имя его легендарного основателя. В свое время учителя Леонида Федоровича – В.В. Знаменский и Н.Ф. Рожин – по разнарядке совнаркома прибыли из Тюмени в Екатеринбург, где им было поручено открыть кафедру русских народных инструментов в школах, музтехникуме и консерватории (Владимир Васильевич – тот самый первый директор Тюменской музыкальной школы № 1, чье имя она сегодня носит). Вскоре свердловский струнно- домрово-балалаечный сектор вырос и окреп до уровня столичных факультетов. В наши дни всемирно известны имена таких исполнителей и педагогов, как, например, народный артист России Евгений Блинов (в прошлом выдвигался на пост ректора Уральской консерватории), заслуженный артист России, ныне доцент консерватории Юрий Гаврилов. С именем последнего и связан небывалый триумф концерта в тюменском ДК «Нефтяник».
Как это было? На сцену вышел коренастый среднего возраста мужчина. После первых же соло его балалайки под аккомпанемент «беззубовского» оркестра публика замерла от восторга и изумления. В партере зашептали: «Это дух Паганини вселился в Гаврилова!». Если, по легенде, от смычка великого итальянца, когда он рассекал воздух брызгами божественных гармоний, гибли стаи перелетных птиц, то в нашем случае были чудеса не менее мистического свойства. Сбылось предсказание великого маэстро современности Андреса Сеговии – из-под пальцев выдающегося виртуоза вылетали лучи яркого света!
Руководил оркестром приглашенный из Екатеринбурга экс-балалаечник, ныне вице-дирижер муниципального оркестра Павел Васильев, восходящая звезда Урала и Сибири, один из «птенцов гнезда Блинова». Программу из оркестровых произведений А. Петрова, В. Тимарина, Н. Рота вела Ольга Глазунова, давний друг тюменского концертно- искусствоведческого сообщества.
Оркестр русских народных инструментов по своей природе более напоминает общину верующих людей, нежели коллектив изощренных в своем vip-искусстве музыкантов-интеллектуалов симфонического сообщества. «Народники» остаются потомками тех, про кого еще Чайковский говорил, что композиторы всего лишь обрабатывают тот материал, который живет в среде поющей и играющей Руси.
В наши дни престиж народной музыки стал невысок, это своего рода гетто в общем звуковом пространстве, не всегда подпадающем под наименование высокого слова «искусство». Однако…
Юрий (Георгий) Гаврилов, объездивший со своей блестящей программой полмира, подобно библейскому архангелу Гавриилу, разнес благую весть по странам и континентам – Русь жива. Она может не только плакаться и печалиться, ей знаком и восторг земного бытия, праздник жизни никуда не ушел, а значит, есть и будущее!
НА СНИМКЕ: на фестивале "Осенняя рапсодия".
Михаил ЯБЛОКОВ