ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА
Через зиму и лето грядёт 70-летие со дня рождения Александра Гришина, чьё имя носит тюменская городская библиотека на улице Мира. Он родился осенью 48-го, а ушёл осенью 98-го – в пятьдесят, но остаётся по-прежнему молодым для своих теперь уже престарелых друзей, бережно сохраняющих память о нём. И его библиотека хранит и расширяет круг почитателей творчества «тюменского Есенина». Вот и нынешняя годовщина со дня его смерти собрала под крышей «гришинского дома» школьников. Ребята слушали воспоминания вдовы поэта и его младшего сына Егора, который создал в Интернете сайт, где книги отца можно прочесть, как бы «перелистывая» одну за одной страницы. На встрече побывали тюменские писатели Леонид Иванов и Виталий Огородников. Сотрудники гришинской библиотеки подготовили выставку, поэтическую композицию, экскурсию по музею, где хранятся личные вещи поэта.
Не хочу говорить в прошедшем времени. Да и возможно ли это по отношению к настоящему поэту? Саша Гришин – поэт по призванию. Он ПРИЗВАН и до сих пор в строю. Как при жизни, по- прежнему учит он ответственному обращению со словом.
– Ерундовый этот принцип – «Ни дня без строчки»! – вспомнилась мне одна из его «кухонных» фраз. И не потому, что пили мы в этот момент до кирпичного цвета запаренный чай в его скромной кухоньке. А потому, что показал он свою «кухню» работы со словом. – Не надо вымучивать себя ежедневным бдением над белым листом! Придёт время – стихи сами позовут!..
Другое дело, насколько велик тот промежуток времени, когда «стихи зовут». У Сашиной музы, кажется, отпусков и выходных не было и нет, потому что он неравнодушный человек. Не случайно одна из его книг так и называется – «Неравнодушная природа». Александр Гришин осознаёт себя бойцом, сражающимся против всего, что мешает человеку быть ЧЕЛОВЕКОМ. Гражданский накал его лирики не остывает и остаётся актуальным и по сей день.
Для Поэта нет маленьких врагов. Словно былинный богатырь, выбирает он страшных чудищ, веками пожирающих людей. Восстаёт против летописной прописной истины «Веселие Руси есть питие»:
Слесаря пропивают получку.
В школьном скверике
Сгрудились в кучку.
За гонцом посылают гонца.
И попойке не видно конца.
…И не то ведь
Чтоб денег излишек,
И не то чтоб их даром дают...
Денег жаль.
Но жальчей ребятишек –
Без отцовского глаза растут,
Без отцовской науки да ласки
Жестковатой,
Без присказки-сказки,
Без прогулок по шелку травы...
Пропиваются дети, увы...
И не надо шептать мне, косея
От избытка вины ли, вина,
Мол, и это Россия... Расея...
Дар-рагая мая-а ста-рана...
Нет!
Страна дорогая, разрушу
Этот миф, унижающий Русь,
И за каждую русскую душу
Повоюю,
Поспорю,
Побьюсь!
Смотришь нынешние ток-шоу о сиротах при живых родителях – страшные картины спивающейся страны встают перед тобой. И, кажется, если Сашину поэзию прописывать нравственным калекам как врачебный рецепт, что-то изменится в них.
А наш ЕГЭистичный век! Почему-то реформаторы решили, что заморская «метода» тотального тестирования решит все проблемы образования. И воспитательная составляющая как-то ненароком выпала из российской педагогики. Только сейчас спохватываемся, что растим поколение грамотных (очень грамотных!) …потребителей – цивилизованных троглодитов с «гранитным камушком в груди». В области человеколюбия, гуманности, бережливого отношения к миру живой природы никакие 100-бальники не вытащат нас из каменного века. И об этом говорит не доживший до ЕГЭ поэт, не доживший до миллениума, но предчувствующий вместе со своим великим тёзкой Солженицыным натиск «образованщины», грамотной только там, где выгодно:
Р-р-раз! И нету берёзы.
Свалили.
Зачерпнули воды в озерке.
Лебединое мясо сварили.
И поставили на ветерке.
Полукругом уселись. Хохочут.
Наливают по полной. Сопят.
Лебединую песню – НЕ ХОЧУТ,
Лебединое мясо – ХОТЯТ!
Он и в лирике остаётся рыцарем высоких чувств, без которых человек – просто зоологический индивид, животное о двух ногах. И в то же время любимая для него – не блоковская Прекрасная Дама, которая не ездит на пароходах. Он не «бросит в ночь заветное кольцо». Гришинское понимание любви ближе к мироощущению Сент-Экзюпери. Он принимает под своё высокое покровительство, под своё крыло живую, уязвимую душу, и потому обязан нести за нее ответственность, оберегать свою любимую как драгоценнейший дар:
Эта женщина
не продаётся!
И тебе, дураку,
достаётся
Не за ржавый пятак –
За бесплатно, за так,
Как звезда, как
вода из колодца!
Позовёшь – и она отзовётся.
Разобьёшь – и она РАЗОБЬЁТСЯ!»
В 96-м году я попытался напеть под гитару Сашино стихотворение «Эта женщина». В нем, на мой взгляд, особенно ярко проявляются гришинская интонация, его вулканический темперамент, его категоричный полемический пафос. Саше песня понравилась. Свидетель тому – ныне здравствующий Сашин друг, поэт Анатолий Иванович Васильев. Кстати, спустя десятилетия, именно Васильев (а также Александр Мищенко и Виталий Огородников) рекомендовал меня в Союз писателей России – литературное братство, сохранившееся на обломках Союза писателей СССР, в котором состоит и Александр Анатольевич Гришин. Это дорогого стоит и ко многому обязывает. Кстати, и по работе наши дороги совпадают, поскольку долгое время Александр Гришин был корреспондентом «Тюменской правды».
Не знаю, слышал ли Саша раньше свои стихи, звучащие со стороны. Он тут же записал песню на свой репортёрский диктофон. Не знаю, сохранилась ли эта фонограмма. Горжусь, что наши темы – музыкальная и поэтическая – резонансно совпали. Такое не часто случается. Других моих опытов на свои стихи Гришин не успел послушать, но их выбор был не столь удачен, по мнению его сестры Людмилы. У меня сохранился составленный ею рекомендательный список стихов, которые лучше прозвучали бы в музыкальном оформлении. Будучи в Тюмени, Сашина сестрёнка обещала когда-нибудь организовать мою гастрольную поездку в Донбасс. Сейчас родине Гришина не до песен. Но как знать, вдруг да сбудется эта мечта…
НА СНИМКАХ: программист и интернет-блогер младший сын поэта Егор Гришин; в музее поэта.
Леонид ТКАЧУК /фото автора/