К 100-ЛЕТИЮ «ТЮМЕНСКОЙ ПРАВДЫ»
В мае 2018 года газете «Тюменская правда» исполняется 100 лет, тридцать из которых прошли с моим участием – именно в 1988-м здесь были опубликованы мои первые материалы. До того, будучи студентом факультета журналистики Уральского университета, впервые услышал слово «правдист». Преподаватели с подчеркнутым уважением рассказывали нам о коллегах – сотрудниках центральной газеты «Правда». Несколько лет спустя мне суждено было встать в ряды тюменских «правдистов», где нахожусь и по сию пору…
Если честно, то я всегда избегал писать «датские» тексты (по случаю какой-либо круглой даты), а тут, видимо, сам бог велел откликнуться. И слово мое, конечно, о самой журналистике и о себе, пашущем на этой ниве долго и с удовольствием. Ибо если долго, но без удовольствия – это очень надо постараться... Журналисты, скажу я вам, – такие рабочие пчелы, приносящие изо дня в день в редакционные стены каждый свою порцию «меда» (если, конечно, собранную информацию можно сравнить со сладким продуктом). Упоминание о меде, видимо, идет от наслаждения творчеством. Когда пишется всласть, ты испытываешь некую эйфорию, ты упоен процессом. А если тебе приятно заниматься любимым делом, то и читатель это почувствует, ему тоже будет интересно. Именно в том и заключается суть понятия «свобода творчества»: ты пишешь не по чьёму-то заказу, а по зову души.
Вообще-то, по моему глубокому убеждению, нашего брата- журналиста надо ценить и лелеять. Кроме шуток. Почему? Да потому, что мы так устроены, что можем увидеть в обыденном нечто первозданное, удивительное. Увидеть, удивиться и рассказать об этом согражданам со страниц газеты или журнала. В данном случае – под маркой (или брендом) «Тюменская правда» читатель видит только нашу фамилию в конце текста. А кто мы и что мы как личности? Что нами движет? Почему мы посвятили себя этой профессии? Никто нас об этом не спрашивает, а самим рассказать о себе – как-то неудобно, нескромно.
Берусь нарушить эту традицию. Вот взял, подсчитал и выяснил: больше всего публикаций у меня за прошедшие тридцать лет именно в «Тюменской правде». Кому-то из читателей запомнились одни, кому-то – другие. О себе, любимом, рассказывать – дело, конечно, занятное. Словно сам себя экзаменуешь, делаешь некую саморевизию. Так случилось, что мною как творческой личностью заинтересовались коллеги из… Болгарии. В Тюмени относительно недавно гостила председатель Союза болгарских журналистов Снежана Тодорова, с которой я и познакомился на одной из встреч. Гостья заинтересовалась житьём-бытьём единоплеменника «в далекой Сибири», тем, что его сюда занесло, о чем пишет, насколько талантлив. А когда узнала, что герой Шипки бессарабский болгарин Олимпий Панов – мой прапрадед, была крайне удивлена. Попутно напомнила: ваш знаменитый родственник тоже увлекался журналистикой – в частности, еще до Освобождения Болгарии сотрудничал в эмигрантских газетах в Румынии, которые носят характерные названия – «Български глас», «Свобода», «Независимост». Выходит, праправнук продолжает дело героического предка.
Вскоре на связь со мной вышла сотрудница сайта Союза болгарских журналистов Розалина Евдокимова – она-то и задала мне ряд вопросов. Вот вам и повод рассказать о себе.
Помимо подробностей о моих «болгаро-бессарабских корнях», разговор зашел и о сути журналистики. Мне остается лишь привести фрагмент того интервью:
Розалина Евдокимова: – Что есть журналистика для вас – знаю, вы называете свою профессию «роскошью человеческого общения»? Да и темы у вас, как я погляжу, самые разнообразные – исторические, экономические, культурные… И, как правило, вы их непременно увязываете с актуальными моментами жизни современников. При том пишете эмоционально, образно, интересно, «с азартом». Как относятся читатели и коллеги к вашим публикациям?
Тодор Воинский: – Благодарю за комплимент. Однако и как человек, и как журналист стараюсь придерживаться формулы великого поэта Александра Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно…». Ибо только ты сам знаешь себе цену, свои возможности, успехи и неудачи. А если ты не зависишь от чьего-то поощрения или порицания, значит, ты свободен, дух твой непоколебим, не подвержен влиянию. Человек вообще не должен поддаваться на всевозможные провокации-манипуляции, а творческий человек – тем более. Если, к примеру, я предал публичности тот или иной факт, сентенцию, аргумент, высказал свою точку зрения и поставил под этим материалом свою фамилию, то я за это в ответе – я свое дело сделал. Какая мне разница, что думают по сему поводу читатели или коллеги по «цеху». Для меня ценно только мнение того человека, кого сам уважаю… Когда ты уверен в своей правоте, контраргументы случайных людей в твой адрес не могут быть твоей проблемой. В журналистской практике всякое бывает – и хвалят, и ругают. Важно уметь отстраниться от этого и идти дальше, вперед.
А по большому счету, журналистика для меня и профессия, и роскошь человеческого общения, и наслаждение самим творческим процессом. Хотя, наверное, вам не надо объяснять степень энергоёмкости (если хотите, каторжности) этого труда. И все-таки. Когда слышу рассуждения о том, что в мире есть лучше оплачиваемая работа, более обильные кормушки, то всегда с иронией произношу: «Я играю на своем поле, здесь я – профессионал, и никто мне не указ».
Правда, иногда приходится бороться с откровенными нападками на профессию, с попытками извратить самую суть дела, которому ты посвятил свою жизнь. Уже на рубеже тысячелетий мне довелось давать отповедь идеологическим наглецам западного толка, организовавшим под видом научных семинаров обсуждение темы о «ценностях и правилах игры сообщества журналистов». Бывшие преподаватели марксизма- ленинизма создали при поддержке иностранных спонсоров некую автономную некоммерческую организацию гуманитарного толка и стали публично рассуждать «о месте журналиста» в современном обществе, о его морально-нравственных принципах, используемых в работе, о нравственной рефлексии работников средств массовой информации... Для наглядности приведу пару удивительных высказываний. Например, «Профессиональный подход к делу у журналиста – это жить по правилам «второй древнейшей», но в то же время постоянное желание из этих правил выскочить». Или: «Если общество продажно, то и журналисты не могут быть неподкупны». Это ж какую школу продажности надо пройти, чтобы, созрев мыслью, марать всех одной черной краской?!
«Моралисты» четко исполняли зарубежные инструкции, забыв свои вчерашние коммунистические идеалы – теперь стало модно идти в услужение иным богам, иной идеологии. Ладно бы – поболтали да разошлись. Но они решили закрепить свои требования к журналистам в специальной хартии, согласно которой степень профессиональной пригодности определяется по-новому: и уже не всякий специалист может быть принят на работу, а иные, кто «не соответствует», могут быть даже уволены.
Вот такая ползучая «контра». Как это стало возможно? Кто дал вам право учить нас «что такое хорошо и что такое плохо»? А не пошли бы вы в «пешее эротическое путешествие» по России? Примерно такие доводы изложил я в своей публикации. И что вы думаете? Ни один из коллег по «цеху» не выступил в мою поддержку. Наоборот, по ходу «семинаров» некоторые из них даже попытались записать меня в дилетанты: мол, ничего этот человек не понимает в журналистике. И только Александр Ефремов, фотокорреспондент и отважный репортер, на какой-то пресс- конференции громко поприветствовал меня: «Тодор, ты молодец! Хорошо ты им наподдавал и в хвост, и в гриву! Так им и надо, этим холуям Запада!». Жаль только, что коллега Ефремов вскоре погиб от взрыва фугаса во время командировки в город Грозный. Он, настоящий человек и великолепный профессионал, в отличие от «моралистов» делом занимался, а не языком чесал.
Возвращаюсь к журналистике. Мне по душе увлечённые своей темой творческие люди, много знающие, тонко чувствующие, умеющие преподнести восприятие ими окружающего мира ненавязчиво, «вкусно», талантливо, если хотите. Критерий здесь один: написанное должно давать пищу уму и сердцу. Иногда, если шибко импонирует чей-то творческий стиль, заявляю человеку об этом прямо. Хотя, что скрывать, в творческих кругах чаще завидуют успехам друг друга – и не всегда по-белому. А ведь сказать коллеге доброе слово, если он того достоин, так просто. И мне непонятно, в чём смысл людской зависти. Бесполезное и саморазрушительное занятие? Не более того.
Кстати, целиком наша беседа размещена на упомянутом сайте Союза болгарских журналистов.
А мои печатные работы в «Тюменской правде» разных лет нет- нет, да и попадутся мне на глаза при очередном обращении к внушительному домашнему архиву. Вот интервью с певицей Ириной Понаровской в 90-м году, вот беседа с Еленой Камбуровой, а вот и огромный материал с самим Александром Градским в день его визита в Тюмень… Вот материал о встрече с режиссером Эльдаром Рязановым. Удивительной и содержательной оказалась беседа с известным профессором Тюменского нефтегазового университета Виктором Копыловым. Читаю-перечитываю. Самому увлекательно. И прихожу к выводу, что чем знаменитее и талантливее личность, тем она человечнее, интереснее, проще в общении – безо всякой спеси и выпендрежа. Так-то оно. И все эти встречи для меня стали возможными благодаря моей профессии – журналистике, которая и есть роскошь человеческого общения. И возможности публиковаться в самой солидной газете «Тюменская правда».
НА СНИМКАХ: автор этих строк Тодор Воинский; публикации о певицах Ирине Понаровской и Елене Камбуровой.
Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/