НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ НАУКИ 

ИННОВАЦИИ 

Во время открытия комплекса по выращиванию и переработке индейки ООО «Абсолют-Агро» заместителю директора по производству Юргинской птицефабрики пришлось отвечать и на вопросы по поводу применения антибиотиков. По словам Екатерины Шабашевой, «химией» они птицу не потчуют, поскольку фермы пока еще чистые. Правда, оговорилась она, антибиотики в аптеке фабрики есть – на всякий случай, чтобы предотвратить массовое заболевание птицы. 

– Само по себе возникновение инфекции – дело случая, – убежден директор НИИСХ Северного Зауралья Евгений Ренев. – Переносчиками заразы могут быть как люди, так и грызуны, птицы, корма… Скопление в одном помещении большого количества птицы – это потенциальный объект вспышки. Однако, учитывая, что наибольшую опасность для поголовья представляет кишечная палочка, массовые заболевания можно предупреждать. Наши ученые уже три года ведут исследования по использованию коллоидного серебра. 

– Можно ли считать ваши изыскания инновационным продуктом? 

– Идея использования серебра не нова. Его обеззараживающие свойства известны давно. Но как применить серебро для профилактики заболеваний птицы? Вопрос непростой. Созданием такой технологии мы и занимаемся. 

– Евгений Петрович, знаю, что проводились опыты на промышленных площадках одной из птицефабрик. Наслышан также, что результаты были весьма успешные. Пора бы приступить к внедрению ваших наработок. 

– Помимо положительного эффекта препарата в профилактических целях, необходимо понимать, что он накапливается в органах и мышечной ткани птицы. Безопасно ли это для человека и в каких количествах? Поэтому наш отдел животноводства, который возглавляет кандидат сельхознаук Светлана Александрова, изучает и эту проблему. Подготовили помещение в корпусе для исследований, закупили и установили в нем клетки для птицы. Сначала разрабатываем методику опытов: определяем параметры, которые нас интересуют в данный момент. Через сорок дней, когда происходит забой птицы, тщательно анализируем ткани… Одновременно занимаемся и другой перспективной разработкой – применением органических кислот вместо совсем не полезных для человека стимуляторов роста. Первые результаты этих исследований также обнадеживают. 

– Трудно переоценить ваши научные изыскания. Поскольку только мясо птицы сегодня остается доступным для большого количества людей с низким достатком, хотелось бы, чтобы этот продукт был безопасным для их здоровья. 

– Но наши разработки – это не волшебная палочка. Мы не можем на сто процентов исключить инфекционный фон. Однако своими препаратами способны поддерживать его на таком уровне, чтобы избежать вспышек заболеваний, а стало быть, снизить частоту применения антибиотиков. Впрочем, чем больше занимаемся птицей, тем больше возникает вопросов, которые требуют определенного решения. К примеру, из-за быстрого роста у птицы отстает формирование внутренних органов, особенно сердечной мышцы. Есть и другие темы, которые мы пока не можем исследовать из-за недостатка научных кадров и финансирования. 

– Ваш НИИ вошел в структуру федерального исследовательского центра «Тюменский научный центр» Сибирского отделения Российской академии наук, который объединил также Всероссийский НИИ ветеринарной энтомологии и арахнологии, институты освоения Севера и криосферы Земли. Какие возможности вы приобрели в связи с этим, кроме использования лабораторной базы данных учреждений? 

– Прежде всего это сотрудничество на стыке наук. Направленность наших научных учреждений, казалось бы, несовместима. Тем не менее есть ряд идей, которые интересны нашему НИИ, но воплотить их в жизнь нельзя без коллег из других институтов. Нельзя исключать, что и мы можем помочь им получить какой- то результат. При налаживании такого сотрудничества родилась задумка – использовать бактерии, извлеченные из мерзлотных арктических пород с целью повышения холодоустойчивости растений. 

– Это тоже, на первый взгляд, инновационная тема. 

– Бактерии, которые сформировались и развиваются при низких температурах, обладают уникальной способностью благоприятно чувствовать себя и в наших условиях. Обработали ими семена традиционных для Сибири культур, а также теплолюбивых и получили положительный эффект холодоустойчивости растений, особенно южных. Было очень интересно, как поведет себя соя – очень нужная культура, богатая белком. 

– В Тюменской области много раз проводили эксперименты по выращиванию сои. Картина неутешительная: получали урожай раз в 3-4 года. Она просто не вызревала при поздних сроках сева. А ранние для нее не подходят из- за губительных для южных культур заморозков. Тема эта очень важна и интересна также для садоводов и огородников. Для сибирских виноградарей, например. Вы бы всех порадовали этими препаратами. 

– На пути к их производству придется немало поработать. Речь идет о депонировании регистрации препарата, доводке технологии, приобретении оборудования для производства больших партий… И опять же хочу напомнить о «волшебной палочке». Применением этого препарата мы снимаем лишь часть проблемы – открываем дорогу ранним срокам сева теплолюбивых культур без боязни вымерзания. Вопрос общей теплообеспеченности Западной Сибири может решить только сам Господь. 

– Какие еще есть наметки на стыке наук? 

– Все, наверное, слышали о пользе голозерного овса. На его основе создано немало препаратов для восстановления и профилактики заболеваний печени. Однако и многие другие растения обладают широким спектром положительного воздействия как на человека, так и на животных. Сегодня при взаимодействии с коллегами из соседних институтов появилась возможность оценить и понять, что мы можем вырастить на этом поле. После исследований появляется перспектива создания препаратов-иммуномодуляторов. 

– Можно ли наглядно представить эти конечные продукты? 

– Это экстракты и вытяжки из различных растений. Использование наших сортов в детском, диетическом питании и так далее. К примеру, у нас есть два замечательных сорта овса – «Фома» и «Отрада». И тот, и другой могут применяться в качестве продуктов. Но какой из них годится детям, какой больше подходит для здорового, функционального питания – вопрос, на который мы пока не знаем ответа. Не можем дать конкретные рекомендации сельхозпроизводителям и переработчикам, что целесообразнее делать из той или иной культуры, сорта. Требуется дать оценку всему, что имеем. 

– Мне показалось, Евгений Петрович, что вы не совсем уверены в ваших планах по иммуномодуляторам? 

– Почему же? Вполне осуществимый проект. Сейчас институты объединяют индивидуальные планы. И мы включаем стыковые изыскания в программу федерального исследовательского центра. Появится программа – будет и финансирование. 

– Ваш институт прославился на всю страну успехами в селекции зернобобовых культур. Это инновационное направление сегодня относят к самым приоритетным. Чем порадуете земледельцев? 

– Уходят со сцены старые сорта, появляются новые, высокопластичные, которые имеют в стране широкий ареал возделывания. Наш сорт овса «Фома» отнесли к ценным. Это очень большой успех селекционера Марии Фоминой. Совсем недавно завезли в область ее ячмень «Абалак». Ждем его заслуженного признания на тюменских полях. Лишь первый год находится на сортоиспытаниях яровая пшеница «Гренада», но слава о ней уже прокатилась по России. Запрашивают этот сорт хлеборобы из Татарстана, Челябинска и других регионов. 

– Говорят, что «Гренада» своей устойчивостью к болезням способна сэкономить сельхозпроизводителям миллиарды рублей? 

– До заключения госкомиссии еще далеко, поэтому считаю ажиотаж, возникший по поводу «Гренады», преждевременным. Могу сказать одно: детище селекционера Владимира Новохатина позволит меньше применять средств защиты растений и одновременно быть гарантированно защищенным от ряда болезней. 

НА СНИМКАХ: ...и будешь здорова; новый сорт проходит испытания. 

Валерий ИКСАНОВ


34332