ВЫСТАВКА
Нередко из маленьких случайностей получаются большие и интересные события. Знакомая показала Надежде Васьковой, заведующей музеем Тюменского драматического театра, сайт художника Евгения Корнильцева-Быстринского, а у него как раз проходила выставка в Ишиме, которая оттуда прямиком переехала в стены театра. Необычные, наполненные ощущением чуда работы будут радовать зрителей и просто любителей искусства до конца года.
Евгений Корнильцев родился в деревне Быстрая Голышмановского района. Учился... пожалуй, всю жизнь. Сначала в заочном народном университете искусств, потом в Свердловском художественном училище, где на три года остался преподавать. В начале 90-х перебрался в Москву, поступил в Строгановское училище, начал постигать искусство иконописи. Стал членом московского союза художников, а вскоре открыл на Большой Никитской галерею "Дом Васильчиковых". И вдруг оказался на другом конце страны – в Красноярском крае, где провел почти десять лет, занимаясь организацией выставок. В 2007 году опять поехал в Москву. Учился в иконописной школе-мастерской, одновременно преподавал академический рисунок и живопись, вел детскую студию. А семь лет назад в его судьбе произошел еще один поворот – мастер вернулся в родную деревню. "Необыкновенная судьба, – восхищается Надежда Васькова. – Я читала как роман. Думала: разве такое бывает?"
Говорить о себе Корнильцев не любит, за него это делают другие. И с удовольствием – потому что есть, что сказать. Заведующая Голышмановским краеведческим музеем Светлана Усольцева знает Евгения Витальевича много лет: "В середине девяностых это был очень востребованный художник. Он создал уникальную коллекцию, которая называется "Пятое время года". С этой коллекцией он проехал всю Россию, побывал в Германии и Дании. Но путь художника – это вечный творческий поиск, самокопание, самоанализ. Этот поиск привел его в Красноярский край, где он очень тесно сотрудничал с художественным музеем. На какое-то время мы потеряли его из виду. И вдруг он приезжает на свою малую родину, в деревню на шесть дворов. А каково было наше удивление, когда однажды он сказал: Все, теперь никакого Красноярска, никакой Москвы, вот моя родина, здесь я и творю".
Это самая главная, интересная и захватывающая часть истории. Художник не только погрузился в творчество, но и занялся педагогической, просветительской, общественной деятельностью. Открыл арт-студию академического рисунка и живописи, детскую изостудию, при содействии администрации района устроил в здании деревенской школы Дом художника, а позже создал одно- именное объединение, стал штатным художником краеведческого музея, членом Общественной палаты, старостой деревни Быстрая, возглавил районное общество трезвости.
В Тюмени Корнильцев свои работы уже показывал. В 1995 году в музее изобразительных искусств состоялась его персональная выставка "Времена года". И за двадцать с лишним лет ее не забыли! "Уже в тот период было ощущение, что Евгений создает волшебные вымышленные миры, в которых очень уютно и удобно жить, – делится впечатлениями искусствовед Татьяна Борко. – И я очень хорошо понимаю, почему у него нет желания дальше путешествовать. Судя по работам, все пространства и все времена как будто проходят через этого человека. Он словно был знаком со всеми персонажами, побывал всюду, и в Средневековье, и в каких-то мирах индуистских, и где-то, может быть, у майя – такие возникают ассоциации. У него очень личностное переживание всей истории искусств. Он создает свое время, свое пространство, в реальности не существующее, но хранимое воображением и волей художника для себя и для нас".
Сам Корнильцев говорит: "Я вернулся на родину, потому что тут мои корни, мои родные, близкие. С ними нетрудно преодолевать сложные периоды..." Дорогие люди, любимые с детства места, красота простых вещей стали для художника неиссякаемым источником вдохновения. Раздел, посвященный малой родине, получил название "Тихая жизнь". Здесь и пейзажи, и портреты в разных техниках, и натюрморты на фоне окна, когда снаружи свет ярок, а внутри приглушен. Некоторые работы объединены в своеобразные инсталляции. В рамах, разделенных декоративными штросами на несколько полей, в обрамлении резных наличников, рядом с живописью и фотографиями живут настоящие иконы. Неслучайно рамы похожи не только на окна, но и на киоты.
Вторая часть экспозиции, раздел "Пятое время года", на первый взгляд, разительно отличается от первой. Вместо суровой простоты и неброского уюта – фейерверк красок, карнавальное веселье, причудливые образы, экзотические мотивы. Из мифологии и эстетики разных культур складывается мозаичное полотно единого для всех пространства света, цвета и радости. "Для меня это тема рая, который, как мне кажется, находится внутри нас и не зависит... от возраста, погоды, национальности, внешних религиозных различий, места в обществе..." – рассуждает художник. И это чувство внутреннего рая сродни чувству дома. А дом для Евгения Корнильцева – деревня Быстрая, Голышмановский район, Тюменская земля. Здесь ему хорошо.
Кира КАЛИНИНА /фото автора/