ПРЕМЬЕРА
Если театр начинается с вешалки, то этот спектакль точно начинается с дверной ручки зала. В негостеприимном сумраке мы почти на ощупь карабкаемся …на сцену. Оказывается, немногочисленные зрители вынуждены занять места на небольшом пространстве сцены у поворотного круга. За спиной в бездействии остаётся громадное пространство пустующего зала. И за ради чего, спрашивается, мы сгрудились на этом пятачке? Ведь в театре имеется малый зал. Чудачество режиссёра?
Моя соседка Анта Николаевна Колиниченко (она в этом спектакле не занята) загадочно улыбается, но профессиональных тайн не выдаёт. Дескать, сам поймёшь. Ладно, не будем лезть поперед батьки и покорно отдадимся творческой воле создателей. Не случайно моя старинная приятельница и ветеран тюменской сцены настояла, чтобы ваш корреспондент непременно посмотрел постановку «Господа Головлёвы».
Сценография питерца Николая Слободяника гениально прозрачна. Зрителю, обременённому филологическим образованием, можно дальше и не смотреть. Всё ясно, как божий день. Нет! Скорее, дьявольский! Перед нами подвал, заваленный хлопьями сажи. Кочегарка с трубою на заднем плане. Звуковой фон – гудение тяги в адской печи крематория. Серая мебель. Столы с множеством деревянных бухгалтерских счётов и весами. Мир копеечных выгод взамен бесценных жизней. И на фоне убогого хлама единственное роскошное кресло, оббитое порфироносным бархатом. Трон! Трон, возведённый жуткой ценой – разорённой жизнью семейства Головлёвых, где всё происходящее подчинено единому замыслу – многочисленным умертвиям ради благосостояния Порфирия Владимировича.
Как? И всё это наше четырёхчасовое (!) бдение с антрактом ради хрестоматийного ответа на строчку из таблицы умножения – сколько будет дважды два?
Нет, пожалуй. Постановка сложнее, чем один круг ада. А их, как мы помним из Данте, целых девять.
И авторы не обманывают наших ожиданий. Картины из жизни современной столичной богемы, пропивающей дорогое Отечество. Грустно-издевательский рефрен песни: «С чего начинается Родина?» Беспечная актрисуля, прикуривающая от подожжённого ею же документа на право владения своим наследством. Беспутный вояка, спускающий за бесценок матушкино наследство. Безмозглый имбицил, не способный владеть ничем. Беспомощная девка, ребёнка которой безжалостно забирают от матери и увозят в сиротский приют.
Авторский замысел заставляет нас переносить происходящее в отдельно взятом имении на всю Россию – прошлую и нынешнюю. И будущую. Да что Россия! В финале, когда видишь вращающийся поворотный круг сцены, внезапно осознаёшь, что это … планета! Скрипит, вращается старинная матушка Земля, подчиняясь бесчеловечному закону бесконечных братоубийств.
И это не круглая планета Эйнштейна. Нет! Это плоская убогая земля Торквемады. Слышите, как царапают пространство коготки черепах, взгромоздивших на свои панцыри эту «клумбу» с буйным цветением Каинового семени? Средневековые представления не обманывают. Земляне по-прежнему заняты тупым самоистреблением на гладиаторской арене или в печах Освенцима. Меняются лишь вывески на здании инквизиции.
Разве один Иудушка Головлёв виною всему? Всё сложнее, господа Головлёвы. Наверное, каждый из нас несёт в себе частицу всеобщей вины. Разве ж только уголовщина угрожает миропорядку в нашем доме? А небрежение к близким! А равнодушие и попустительство! А бесконечное стремление первенствовать вопреки Конституции и здравому смыслу! А глупое разбазаривание ресурсов! А захламление отчих пространств! А немотивированная национальная спесь?!
Ну, что, брат филолог? Нащёлкала тебя сегодня по носу театральная молодёжь за высокомерное отношение к хрестоматийным произведениям? Признайся, что пришёл ты сегодня за потрясением. И получил-таки это потрясение. Браво! И режиссура питерца Романа Габриа, и усилия тюменских актёров не пропали даром. Впечатлений хватит надолго.
Конечно же, этот необычно продолжительный спектакль с небольшим количеством зрителей предназначен, прежде всего, для показа на представительном фестивале, где авторитетные знатоки будут обсасывать каждую косточку и подвергать профессиональному анализу каждую деталь богатого метафорического ряда. И всё же для простого зрителя он тоже не потерян. Более того, архиважен. После хронологической адаптации, которая вполне возможна, на наш взгляд.
Спектакль «Господа Головлёвы» для Тюмени, конечно же, еще одно весомое подтверждение, что наш город вполне соответствует статусу театрального города. И «Золотые маски» когда-нибудь украсят-таки фойе наших театров. И пусть в годы войны в наши пенаты не эвакуировали столичных учреждений культуры, культурный слой поднакопился и в нашем сибирском ремесленно- купеческом гнездовье.
Но к чёрту скучную бухгалтерию! К чёрту балансы! Просто поздравим тюменцев с потрясающим культурным событием. Уверен, этот урок заставит нас быть лучше, чем мы есть.
Леонид ТКАЧУК