ТОЛЬКО КНОПОЧКИ ТРОНЬ, ЗАИГРАЕТ ГАРМОНЬ

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 

Не в таком уж далеком прошлом ни одно гулянье не обходилось без гармошки. На свадьбе она зазывала гостей в круг, придавала задор и веселье. С ней парней провожали в армию, отмечали праздник урожая, молодежь устраивала танцы. Да и ныне, если дело доходит до гармони, то у всех, кто оказался рядом, душа веселеет, ноги просятся пляс  Правда, гармонист в компании – это уже большая редкость… 

Леонид Водолазов из Абатского района не расстается с гармонью с семи лет. Первые уроки преподал ему отец, который был гармонистом-самоучкой. Леонид настолько увлечен этим инструментом, что за всю жизнь собрал целую коллекцию. В ней уже полсотни разных гармоней, много литературы, музыкальных записей, фотографий. И наград с разных фестивалей народного творчества. 

В Сладковском районе есть деревня с удивительным названием – Красивая. Не только природой окрестностей она хороша, но и людьми. Во время конкурса «Играй, гармонь, звени, частушечка!» на Шарохинском фестивале вдруг налетел дождь. Свернули на сцене музыкальную аппаратуру, но люди, уже заведенные веселыми наигрышами, не хотели расходиться. Укрылись в палатках. Тут-то и началось главное веселье. «Заказывайте!» – призвал Николай Саросенко, лихо пройдясь по кнопочкам. Песни его одна другой задористей. Да присвистывать успевает, во взгляде хитринка-лукавинка! «Я из деревни Красивая, – представился мне. – Старший брат играл с детства, я в младенчестве слушал гармонь, думаю, в крови моей ее переливы. Предки не играли на инструментах, но были певчие». Николай научился играть в 33 года и теперь не представляет свою жизнь без гармони. Слушал по телевизору и записывал песни Всероссийского конкурса «Играй, гармонь!». В его собственном репертуаре их больше полусотни. «Ударишь, – говорит, – по кнопочкам, вот тебе и адреналин!» 

Приезжает иногда Николай к абатским друзьям, которые год назад создали при Доме культуры клуб «Гармоника». 

«Пока работал, некогда было музыкой заниматься, а теперь вспомнил годы былые. Стараемся привлекать и молодежь к нашему ремеслу. Своего внука Максима подтянул, тоже занимается в клубе. Настаиваю, чтобы пошел в музыкальную школу. Поскольку я без нотной грамоты, то у меня все в голове хранится и на аудиозаписях. Надеюсь, Максим станет моим помощником», – рассказал Юрий Бабарыкин. 

Василий Федоров полвека не расстается с гармошкой. Пробовал учиться игре самостоятельно, потом ездил в музыкальную школу из своей деревни в райцентр. Окончил, даже в культпросветучилище поступил – уже взрослым, семейным – да бросил. А с гармошкой не расстается, работает аккомпаниатором в клубе. 

Своя игра, своя манера и у Егора Скоробогатова. Потому интересно в абатской «Гармонике». 

Владимир Тимошенко в молодости жил в Чебоксарах, ездил к матери в Тулу, там и гармонь купил, играть научился. С той поры гармошка с ним. Теперь он – главный гармонист в Усть-Ламенском поселении, что в Голышмановском районе. В армизонском селе Калмакское Степан Игнатов с Михаилом Писаревым как играли да пели! Годы прошли, а люди помнят. Просили мужики, чтобы в клубе разрешили поиграть, да все отмахивались от самородков. А ведь им ничего не надо было взамен, лишь бы народ веселить. Хорошо, что Дмитрий Новоселов у Степана Яковлевича научился играть, без него фольклорной группе «Вечерние зори» никак не обойтись. 

Анатолий Крук из села Аромашево признался, что ездил на фестиваль не за наградами, а за опытом. А опыт-то оказался для него совсем рядом – главный приз завоевал как раз его земляк, Николай Клеймюк. 

«Я даже не верю: столько хороших гармонистов, а жюри выбрало меня», – растерялся победитель. А после рассказал: «Первую гармошку мне подарили в три года. Анатолий Иванович Свиридюк стал учить меня, до сих пор считаю его наставником. С гармошкой иду по жизни. Люблю её! Правда, играю не по нотам, на слух». Вышло так, что в виртуозности превзошел играющих на конкурсе по нотам. Значит, взял, как говорится, душой, пониманием выбранной музыки и инструмента – русской гармошки. 

Досье. Традиционные в нашем понимании инструменты возникли в ХIХ веке. Их разнообразие поражает даже специалистов. Каждая губерния имела свою модель. Зачастую делали инструменты кустарным способом, а потому в производстве использовали то, что было под рукой. Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней тульскими кустарями. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. 

Кстати, в конце лета 1941 года на фронт, для поднятия боевого духа советских солдат, было отправлено около 12 000 гармоней, а осенью того же года – уже более 60 000 (согласно директиве Наркомата обороны). В настоящее время русские гармошки ливенка, хромка, тальянка, саратовская, «Кубань», петроградка – большая редкость. А тот, кто умеет играть на них, слывет настоящим мастером. 

Галина СЕНТЕМОВА /фото автора/ 


34145