СОЛОВЕЙ НАШ, СОЛОВЕЙ!

ФЕСТИВАЛЬ 

В Тюменской филармонии прошел возрожденный фестиваль искусств «Алябьевская осень». Появился он еще в конце 80-х, постоянно видоизменялся. Сначала был исключительно камерным, потом стали добавляться новые жанры. Приезжие музыканты добрались и до Тобольска. На некоторое время фестиваль прервался, но теперь вернулся, и по словам директора филармонии Андрея Чувашова, навсегда. 

Начался фестиваль с музыкальной фантазии «Не покидай свою планету». Инсценировка сделана по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». С одной стороны, это моноспектакль, философские беседы Летчика, умирающего в пустыне от жажды, и появляющегося в его бреду Принца ведет один актер – народный артист России Константин Хабенский. Но на сцене присутствуют камерный оркестр «Солисты Москвы» и его художественный руководитель народный артист СССР Юрий Башмет. Они такие же равноправные участники действия, оттеняющие текст прекрасной музыкой. Кроме того, это еще и перфоманс. По замыслу режиссера, Хабенский выбирает из зала одного человека и вовлекает его в постановку, выводя на сцену. Организаторы клянутся, что никакой подставы, заготовки не было, Хабенский видел зрителя в первый раз. Произведение Сент-Экзюпери довольно сложное, особенно если его не читал, трудное для восприятия. Однако публика пришла подготовленная, слушала, затаив дыхание, аплодировала там, где надо. И потом были только восторженные отзывы. Юрий Башмет – частый гость Тюмени, но он всегда умеет удивлять, хотя многие признавались, что пришли специально на Хабенского, зная его по ярким ролям в кино. 

Во второй день фестиваля на сцену вышел Государственный академический сибирский русский народный хор (Новосибирск) с программой «Сибирская вольница». В его составе не только вокалисты, а еще балет и оркестр. Когда они все вместе появились на сцене, казалось, вообще не остается пространства. Тем не менее, артисты весьма изящно передвигались по сцене, постоянно создавая причудливые узоры. И ты словно переносился на настоящее сибирское гуляние. 

Продолжился фестиваль концертом, посвященным 230-летию со дня рождения нашего земляка композитора Александра Алябьева. Не все знают, что он писал не только романсы, но и крупные произведения, и предвестники оперетт и мюзиклов оперы «Буфф». В зале камерной и органной музыки прошла дневная программа «Как дорожу я прекрасным мгновеньем». Романсы Алябьева, а также Глинки, Варламова, Чайковского и Рахманинова исполнили заслуженная артистка России, преподаватель Тюменского института культуры Ирина Бибеева (сопрано) и лауреат международных конкурсов Александр Гайнутдинов (тенор). 

Много ли вы знаете российских лауреатов самой престижной музыкальной премии «Грэмми»? А между прочим, двое из них были на нашем фестивале. Это Юрий Башмет и певица Екатерина Лёхина (сопрано). К сожалению, она больше известна за рубежом, нежели на просторах родной страны. Екатерина считается одной из лучших исполнительниц романса Алябьева «Соловей». На «Алябьевской осени» Лёхина выступила с Тюменским филармоническим оркестром, дирижер – Евгений Шестаков. Это уже стало традицией, хотя всего-то несколько лет музыканты с мировым именем делают совместные программы с тюменскими артистами. А началось все с пианиста Дениса Мацуева. 

Вчера фестиваль завершился. Оркестр «Камерата Сибири» под управлением Антона Шароева представила тюменскую премьеру – Симфонию №4 Дмитрия Шестаковича для сопрано, баса, камерного оркестра и ударных. К ним добавился орган. На нем, как всегда, великолепно играла Мария Блажевич. 

Юлия КОНКИНА 

Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/ 

 

 


34148