КРАСКИ СТРАНСТВИЙ

ВЫСТАВКА 

В художественном салоне "Этюд" – выставка этюдов. Тюменская художница Алевтина Юрчак показала серию акварельных пейзажей, созданных во время летнего путешествия по Суздали и Владимиру. Удивительный ансамбль древней архитектуры и северорусской природы, уют тихих зеленых улочек, овеянных духом старины, – все это ожило на тридцати бумажных листах, воскрешая в памяти тепло июльских дней и вневременную красоту городов Золотого Кольца. 

"Я долго искала себе попутчиков, – рассказывает художница. – Никого не нашла. Купила билет на поезд, подобрала квартиру через Интернет – и поехала". Чтобы побывать в музее деревянного зодчества и впервые в жизни увидеть деревянные церкви, восхититься уникальными памятниками культуры и окружающей гармонией. Особенно пленил Суздаль, о котором в 1910 году историк и археолог Милий Достоевской писал: "Суздальцы не считают прошлые века чужими и умеют хранить свою старину. Присмотритесь и вы к тем силуэтам минувшего... что остались от безмятежной тишины старых церквей, ритмичных райских видений икон, белой идиллии монастырских стен и торжественных слов старых книг и сказаний!.." 

Кажется, что с тех времен в городе ничего и не изменилось. "Идешь, обернешься – ах! Как красиво! Везде панорамные виды, и всё отражается в речке Каменке – для пленэристов просто рай. Суздаль – очень душевный и пейзажный город". Там глядятся в зеркало вод камыши и деревья, мощные башни и длинные суровые стены Спасо- Евфимиева монастыря-крепости, за стенами блестят купола Спасо- Преображенского собора и монастырских церквей... Городок, где живет всего одиннадцать тысяч человек, вмещает четыре монастыря (и пятый поблизости), собственный кремль, множество храмов и исторических зданий. Многоэтажек нет, самое высокое строение – 72-метровая колокольня Ризоположенского женского монастыря. Вот почему Суздаль так любят художники. И местные к художникам привыкли. Никто не заглядывает через плечо, не спрашивает: "Что это вы делаете?" Только любопытные китайские туристы подбегают, щебеча по-английски: "Beautiful!" ("Красиво!") По Суздалю приятно просто гулять, любуясь симпатичными домиками, ухоженными палисадниками. 

"Во Владимире было не так душевно", – призналась художница. Хотя бы потому, что масштаб другой. Нынче это – областной город, в стародавние времена – столица княжества, которое главенствовало над всей Северо-Восточной Русью. Архитектура – монументальная, один Успенский кафедральный собор чего стоит! А Дмитриевский собор и вовсе чудо с белокаменной резьбой на фасаде. "Центр города прекрасен, все вылизано, но стоит отойти в сторону, – говорить об этом Алевтине явно не хочется. – Я давно не видела столько людей с фиолетовыми лицами, лежащих на бордюрах". Две работы триптиха "Владимирская Русь", выполненные в смешанной технике, воплощают это двойственное впечатление: резные львы, темный на светлом фоне и светлый – на темном, будто черно-белая фотография и негатив. А между ними, на границе света и тени, во флере резного кружева, величавый собор, над которым парят ангелы. 

Нельзя было приехать во Владимир и не увидеть знаменитый памятник древнерусского зодчества – церковь Покрова на Нерли. Стандартный маршрут: от города добраться на автобусе до поселка Боголюбово, дальше – пешком. Дорогу в храм пришлось пройти со всем пленэрным багажом. Правда, тяжелый и громоздкий этюдник Алевтина с собой в путешествие не взяла, от масляных красок тоже отказалась. Походный вариант: легкий стульчик, на коленях – картонка, к картонке прищепкой крепится бумага, на земле краски, к краскам обязательна бутылка воды. 

А с бумагой она прогадала. Думалось: зачем брать в дорогу лишний груз, если можно купить на месте? Оказалось, нельзя. Пришлось обходиться тем, что взяла с собой. К тому времени, как перебралась во Владимир, в запасе была только глянцевая бумага. У этой бумаги есть особенность: по глянцу нельзя рисовать карандашом. То есть можно, но в определенный момент карандашный контур надо стереть, а краска на это место уже не ляжет. Так что работать пришлось сразу кистью, без предварительного рисунка. 

Пленэр длился десять дней, и каждый день художница делала по два-три этюда. Лишь владимирский триптих и вид Петропавловской церкви в Суздале написаны уже в Тюмени. Эти работы заняли свое место среди акварельных рисунков – маленькие окошки в нездешнее лето, аккорды музыки, застывшей в камне. Образы воспоминаний...

Кира КАЛИНИНА /фото автора/ 


34147