КУМИРЫ
Он с нуля создал один из лучших театров страны и вдохнул новую жизнь в старейший академический театр. Положил начало династии, которая с честью несет свою фамилию, постоянно подтверждая право находиться на экране и сцене прекрасными работами. А еще он подарил нам незабываемые роли в кино. И все это он – народный артист СССР Олег Ефремов, 90 лет со дня рождения которого мы отметили 1 октября.
Олега Николаевича называли гениальным эгоистом. Почему гениальный, никому объяснять не надо. А насчет эгоиста можно и поспорить. Ведь он, возглавляя театры, думал не только о себе, прежде всего об искусстве. Поэтому никого не щадил, заставляя актеров выкладываться по полной. Но так же он относился и к себе. Не жалел ни здоровья, ни сил, ни любимых женщин. «Я буду главным режиссером МХАТа», – написал Олег Николаевич в своем дневнике еще в юности. Казалось бы, откуда такая самоуверенность? Но без нее Ефремов никогда не смог бы сделать то, что сделал.
Окончив в 1949 году школу- студию МХАТ, он не был принят в труппу прославленного театра, может, оно и к лучшему. Все надо делать вовремя. А пока он играл в Центральном детском театре. Это были годы становления, накопления опыта. И именно тогда Ефремов задумал создать театр, свободный от рутины, замшелости, такой, какой нужен современному продвинутому зрителю. В этом с ним были солидарны и многие другие актеры. Ефремов был лидером, способным повести за собой. Все знают, что у истоков «Современника» стояли Галина Волчек, Олег Табаков, Игорь Кваша. Они много раз рассказывали, что им стоило пробить свой замысел. И еще раз подтверждали, без сильного характера Олега Ефремова им вряд ли бы все удалось. Не только открыть новый театр, но и сделать так, чтобы власти его не закрыли. Для этого даже пришлось наладить отношения с тогдашним министром культуры Екатериной Фурцевой. Кстати, любопытная деталь: в сериале «Фурцева» роль Олега Николаевича сыграл его сын Михаил.
Несмотря на успех «Современника», Олег Ефремов сразу же согласился на предложение возглавить МХАТ. Коллег он позвал с собой, но они единодушно отказались, даже влюбленная в Ефремова Нина Дорошина. Кто-то высказал такое мнение: «Если в ведро с помоями добавить чистой воды, все равно получатся помои». Так нелицеприятно продвинутые актеры думали о труппе МХАТа. В итоге Олег Николаевич ушел туда в гордом одиночестве. И сразу же столкнулся с неприятием мхатовских стариков. Однако ему удалось реанимировать коллектив, нашел он и способ, как избавиться от балласта – тех актеров, которые, по его мнению, были не нужны театру. Правда, это привело к расколу труппы. Что тогда довелось выслушать Олегу Николаевичу. Позднее его сын Михаил сказал: «Они со мной здороваются, но я прекрасно понимаю, что эти люди из себя представляют».
Михаил Ефремов играл у отца, и спрос с него был не менее жестким, чем с других, иногда и более. Туда ж пришла любимая невестка Ефремова, Евгения Добровольская. К ней Олег Николаевич относился с огромной симпатией, даже нежностью. И она платила ему тем же. Когда я встретилась с Евгенией на интервью, нужно было слышать, с какой теплотой она говорила о свекре, о его методах работы. Она по сей день служит во МХАТе и считает, что после ухода Ефремова многое изменилось не в лучшую сторону.
Олег Ефремов снялся более чем в 70 фильмах, как режиссер поставил ленты «Строится мост» и «Старый новый год». Впервые он появился на экране в 1955-м – «Первый эшелон». А завершился киноряд ролью в комедии «Ширли-Мырли» в 1995 году. Но все же главным для него был театр. Он приходил на репетиции уже смертельно больным. Последней его постановкой – по сути, ефремовским завещанием – стал «Сирано де Бержерак». Сейчас династию продолжает и внук Олега Николаевича Никита, стараясь с честью держать фамилию. И все его близкие убеждены, что таких людей, как Ефремов-старший, больше нет. По крайней мере, в современных театрах.
Юлия КОНКИНА