ИСТОРИИ СТРОКИ
Многие тюменцы по какой-либо надобности бывали в доме, что стоит на углу улиц Республики/ Челюскинцев. Если нет, то возле него путь держали. Словом, всем хорошо знаком трех- этажный особняк в центре города. Вроде бы дом, как дом. Но есть в нем секрет.
Непростого он «роду-племени». Поставлен в XIX столетии, обладал недурственным оригинальным обличием. И хозяева его были людьми знатными, уважаемыми.
НАСЛЕДНИЦЫ
В советскую бытность каменный особняк «разжаловали», к пролетарскому виду приблизили. Снесли бельведер (красивую башенку). Вместо него вырос третий этаж с квадратными окнами. Лишился дом архитектурного очарования. Сейчас и не догадаешься, что строение родом из царских времён. В ту пору размещались здесь банковская контора, магазин торгового дома «Я.П. Андреев и Наследники». Коммерсанты продавали сукно, драп, одеяла.
Кратенькая историческая спра- вка разве устроит любителей ис- тории? Прошлое явно таилось. И вот преподнесло сенсацию.
Тюменский краевед Владимир Полищук на конференции, которая проходила в Кунгуре, заинтересовался фамилией одной участницы: Инна Оровна Собенникова.
«Не тот ли это купец, купивший кожевенный завод Колмогоровых? В памяти вертелось что-то каверзное», – рассказывает Владимир Владимирович. – И точно. В справочнике Ю. Зотина нашёл, что в 1910 году Собенников проиграл в карты за две ночи 110 тысяч рублей. По всей видимости, азартный человек был, не скупой. Над каждой копейкой не дрожал. Но… пришлось расстаться с заводом. Беда…
Так вот, Инна Оровна – внучка купца первой гильдии Василия Собенникова. Она собирается приехать в Тюмень, чтобы взглянуть на дом предка. Её дед выкупил у Андреева особняк, что на Челюскинцев, 36 (бывшая Иркутская).
– Где сейчас живет внучка тюменского купца? – спрашиваю.
– В Москве. Она работала в Интуристе, прилично владеет английским языком. Инна Оровна в родстве с Куракиными, это знаменитый княжеский род. А её дочь Мария Калинина – первая «Мисс СССР». В 1988 году впервые в Советском Союзе проводили конкурс красоты, кураторами выступили комсомол и Раиса Горбачёва. Маша победила в этом конкурсе, тогда она была московской школьницей. В настоящее время Мария живёт в Лос-Анджелесе.
– Интересная складывается история рода, – замечаю я. – ...Стало быть, у первой красавицы нашей страны тюменские корни.
ЧАЙ ИЗ КИТАЯ
Доброе имя В. Собенникова прочно закрепилось в тюменской истории. Был Василий Алексеевич купцом-благотворителем, потомственным Почётным гражданином города Кяхты, членом ТД «Собенников и братья Молчановы», купцом первой гильдии.
Торговля чаем приносила ему немалую прибыль. Пользительный, вкусный, ароматный напиток – чай, без которого немыслимо застолье, ввозился в Россию из Китая. Пограничный пункт Кяхта являлся крупным центром торговли, единственным в мире посёлком миллионеров. На гостином дворе Кяхты разгружались караваны, осматривались ящики с чаем и после зашивались в сырые бычьи шкуры шерстью вовнутрь. Такой тюк называли «цыбик». Цыбики в зависимости от погоды грузили на телеги или сани и отправляли в путь до таможенного города Иркутска, где с каждого тюка чая взималась пошлина, которая шла в казну государства. На цыбик ставили штамп об её уплате, и чай поступал в торговлю. Из Иркутска чайный караван направлялся в Красноярск, затем в Тобольск, и вот – Тюмень.
Коммерсант Собенников был серьезным конкурентом тюменских предпринимателей небезызвестных Колокольниковых.
Другой его доходный бизнес – торговля кожами. Г-н Собенников владел кожевенным заводом в Зареке. В разные годы он был соакционером пароходно- торгового товарищества «Г.Г. Иванов и К», акционером «Тюменской компании электричества», председателем биржевого комитета, администратором Администрации по делам товарищества «Н.Д. Машаров и К», глава Торгового Дома «В. А. Собенников и К». Владельцем конюшен, заимки по Ирбитскому тракту в 15 верстах от Тюмени, домовладельцем.
Тюменская аристократия в те годы отличалась щедростью в интересах Тюмени и тюменцев. Благотворительность была потребностью души. «Высшая степень счастья есть благотворить, а вторая по сей степени – быть благодарным», – отмечал Святитель Филарет Московский. Будучи человеком православным, В. А. Собенников находил время на общественную работу, делился прибылью. Вот его послужной список добрых дел.
Директор (по избранию) Тюменского отделения комитета попечительского о тюрьмах общества (с 1907 – 1913 годы), член попечительного совета женской гимназии (1907 – 1911), почётный попечитель Александровского реального училища (1908 – 1917), член попечительского комитета Владимирского Сиропитательного заведения, жертвователь погорельцам юрт Больших Каскаринских (1907 – 1909) и т. д.
КОНТРИБУЦИЯ
25 октября 1917 года в Петрограде свергли Временное правительство. Началось «триумфальное шествие Советской власти». Для представителей имущего класса настали чёрные дни.
27 февраля 1918 года в Тюмень прибыл 1-й Северный летучий морской карательный отряд с целью установления Советской власти. Возглавлял его Михаил Запкус.
По его приказу из тюремного замка к водонапорной башне на железнодорожном вокзале доставили несколько уголовных преступников, в том числе женщин (одна из них известная тюменская воровка) и публично расстреляли. Город содрогнулся от жестокости.
Приказ №4 комиссара поверг в шок местных предпринимателей.
«Довожу до сведения всех граждан, что мною накладывается контрибуция в размере двух миллионов рублей на капиталистов гор. Тюмени. Из которых 1 миллион пойдёт в распоряжение Совета рабочих и солдатских Депутатов гор. Тюмени.
Раскладка поручается нижеследующим капиталистам гор. Тюмени.
А. М. Плотникову, А. Г. Колмаковой, А. Ф. Аверкиеву, В. А. Собенникову…(приводим не полный список, – прим. Е. Д.).
Причём 1 миллион должен быть внесён 4 марта и 1 миллион 6 марта 1918 года (по новому стилю).
Несвоевременное внесение контрибуции влечёт за собою полную конфискацию всего имущества».
Местная газета 1918 года опубликовала телеграмму: «Тобольск. Военная срочная. Полковнику Киселёву. Заключены в тюрьму в качестве заложников: М. Плотников, А. Жернаков, А. Колокольников, Собенников…Положение семей ужасное. Умоляем Тобольское общество – просите Ваше Правительство не применять репрессий в отношении семей советской власти.
Родственники Тюменских заключённых».
В ответе говорилось, что Правительство не арестует невинных.
Большевики национализировали имущество тюменских предпринимателей, дали им в руки метлы, лопаты и направили убирать, мостить улицы Громовскую (ныне Циолковского) и Новую (Профсоюзную). Так новая власть приобщала капиталистов, эксплуататоров народных, к физическому труду.
Собранное большевиками золото, серебро, платина, бриллианты направлялись в Екатеринбург, а далее – в Москву народному комиссару финансов тов. Крестинскому. Впоследствии было подсчитано, что с тюменских буржуев собрали приличную сумму: 1 млн. 868 тыс. рублей.
ЗНАМЕНИТЫЙ РОДСТВЕННИК ИЗ ГЕРМАНИИ
В первые годы советской власти было модно называть детей новыми именами. Например, Ор – «Октябрьская революция». Младшего из сыновей Василия Собенникова звали Ор. Но не в честь событий 25 октября! Это имя мальчик получил при крещении. В переводе с греческого Ор – «супруг», с еврейского – «свет». В православии есть святой Ор Фиваидский.
Старшую дочь Василия Собенникова звали Александрой (Алей). В 1906 году она вместе с матерью, сестрами и родственниками путешествовала по различным странам Европы и Японии. Вояж оказался счастливым. Аля познакомилась с немецким известным учёным, ботаником и географом Рудольфом Шлехтером. Трудно было не влюбиться в красивую, хорошо образованную девушку, знавшую несколько иностранных языков и одетую по последней моде. Романтическая встреча, переписка, в 1910 году пара обвенчалась.
Фридрих Ричард Рудольф Шлехтер был крупным специалистом по орхидеям, в 1904 году получил звание профессора в связи с его открытиями в этой области. За свою недолгую жизнь Шлехтер написал немало научных трудов. Благодаря ему некоторые виды орхидей получили латинские названия, в которых легко угадать девичью фамилию его русской жены Собенниковой – «Sobennikoffiahumbertiana и Sobennikoffiarobusta».
Так впервые в истории имя тюменского купца- благотворителя стало звучать в названии цветка!
Если бы не события 1917 года, вдова немецкого ученого Александра Шлехтер вернулась бы на Родину. Но советская власть национализировала все имущество её богатого отца. В красной России гражданам непролетарского происхождения с большевиками было явно не по пути…
…Мчатся за окнами старого дома автомобили, снуют весь день прохожие. Желанный покой наступает лишь ночью. И тогда снится особняку былое, когда он выглядел моложе и краше.
Не все удивительные истории, связанные с этим домом, мы вам поведали. На IX международной научно-практической конференции «Стеллеровские чтения», которая откроется в Тюмени 25 октября, выступит И. Собенникова. Факты для истории Тюмени внучка купца собрала изумительные. Кроме того, Инна Оровна намеревается сделать ценные подарки, что пополнят коллекцию краеведческого музея и библиотеки.
НА СНИМКАХ: фото В. А. Собенникова из семейного альбома; дом на улице Челюскинцев, который до революции принадлежал коммерсанту Собенникову.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/