РЕПЛИКА КИНОМАНА
Что мы знаем об итальянском кино? Если разобраться, не так уж и мало, но в основном о лентах, вышедших еще в прошлом веке. Сейчас в прокате почти нет современных картин из Италии, хотя кинематограф там не стоит на месте, фильмы снимают в разных жанрах. И чтобы они дошли до публики в других странах проводят фестивали. В том числе и в Тюмени.
В 60-е годы итальянское кино было глотком свежего воздуха. Голливудская продукция до наших экранов практически не доходила, а посмотреть, как живут «на загнивающем» Западе, можно было только во французских и итальянских лентах. И вот уже рядовые граждане боготворят Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Клаудиа Кардинале вообще становится своей, снимается в нашей картине «Красная палатка». На Московском кинофестивале Гран-при дают Федерико Феллини. Он приезжает вместе со своей супругой Джульеттой Мазиной, и продвинутая интеллигенция мечтает хоть одним глазком увидеть ее, дабы узнать, такая же ли у Джульетты улыбка, как у ее героини Джельсомины из «Дороги». Правда, министр культуры Екатерина Фурцева, очевидно, не поняв этих лент, ни их, ни режиссера просто не выносила.
До сих пор трепет вызывают имена режиссеров Висконти, Антониони, Росселини, Кавани. Хотя нынешняя молодежь вряд ли их знает. В этом году на Венецианском фестивале, получая награду, Шарлотта Рэмплинг говорит о своей работе у Висконти как о самых счастливых моментах в жизни. Хотя характер у наследника правителей Милана был далеко непростой. Впрочем, это удел любого гения, создающего сложные фильмы.
Для меня олицетворением итальянского неореализма является Анна Маньяни, та самая Мама Рома. Говорят, когда Эльдар Рязанов заказал каталог итальянских артистов для съемок в его фильме «Необыкновенные приключения итальянцев в России», его поразила одна страница. На ней не было ни фотографии, ни биографии, ни списков фильмов, а только имя и фамилия – Анна Маньяни. Она не нуждалась в рекламе, и любой, более-менее уважающий себя режиссер и продюсер должны ее знать. Кстати, Анна – одна из немногих европейских актрис удостоилась «Оскара». Его она получила за фильм «Татуированная роза» по пьесе Уильямса.
Казалось, расцвет итальянского кино давно прошел, но интересные работы появляются регулярно, хотя, если честно, до тех, что были раньше, они не дотягивают. Да и нынешние актеры сегодня в тени голливудских коллег. Жаль, что почти пропала с экранов Алессандра Мартинес, звезда 90-х, та самая принцесса Фантагиро из популярного у нас сериала. Снималась она не только в развлекательном кино, но и в артхаусе, а еще я удивилась, увидев ее в картине «Королева и кардинал», где она сыграла Анну Австрийскую.
Узнать, чем живет современный итальянский кинематограф, можно будет в кинотеатре «Премьер» с 27 сентября. Нам представят пять фильмов, снятых в прошлом году, но так и не попавших в российский прокат. В картине «Быстрая, как ветер» – история семьи Де Мартино. Вот уже несколько поколений они собирают гоночные автомобили и участвуют в гонках. Глава семьи уступает место своей молодой, исключительно талантливой дочери Джулии (Матильда Де Анджелис), которой будет помогать брат. Он – человек крайне ненадежный, но бывший гонщик, стало быть, знает все о траекториях и моторах. Де Мартино должны вернуться на трек и победить.
«Вместе в кино» о молодом человеке Антонио, любителе древнегреческой философии. На дворе 70-е. Он отправляется в Афины, чтобы отыскать описанную у Платона пещеру и побывать в местах, где творил его кумир.
«Как чокнутые» – картина о двух молодых женщинах, разных по характеру, но оказавшихся в одной психлечебнице. Обе считаются опасными для окружающих. Их неожиданная дружба обернется побегом из клиники.
«Лучшие враги» – это Лючия (Маргерита Буй) и Фабиола (Клаудия Джерини). Что их объединяет? Паоло, бывший муж Лючии, который теперь женат на Фабиоле. Он преждевременно покидает этот мир, оставив женщинам в наследство… сына. Семилетний мальчик – плод тайной связи Паоло и переводчицы-китаянки. Лючия и Фабиола преодолевают свое неумение заботиться о детях и свое отношение друг к другу ради малыша.
Еще один фильм – «В одном прекрасном месте» – об обычной женщине, живущей размеренной жизнью в одном из городков. Внезапно героиня узнает об измене мужа, и это событие потрясает сами основы ее существования. Она начинает меняться и постепенно обретает себя.
А пока ждем фестиваль, стоит вспомнить о Голливуде. Вернее, о ленте, которую не приняли на Венецианском фестивале. Практически освистали. Что в принципе трудно представить. Но именно этот скандал неожиданно сделал картине хорошую, да еще и бесплатную, рекламу. Речь идет о фильме Даррена Арановски «Мама!». В главных ролях снялись «оскароносные» Дженнифер Лоуренс и Хавьер Бардем. Жанр – психологчисекий триллер. Арановски – мастер в этом направлении, вспомните его картину «Черный лебедь». Да и Лоуренс блистательно справляется с психологически сложными образами. Ее считают одной из лучших актрис современности. Так что же не понравилось критикам? Об этом и хотят узнать зрители. По опросам одного международного киносайта, у фильма самый высокий рейтинг ожидания. Его хотят посмотреть буквально все. А Дженнифер, загадочно улыбаясь, словно подливает масла в огонь, говоря репортерам: «Вы либо примите наш фильм, либо сразу же его возненавидите». К тому же интерес подогревает роман между Дженнифер и Дарреном, который завязался на съемках чуть ли не с первого дня.
В эти выходные я с удовольствием посмотрела фильм «Пассажиры», где главную роль сыграла Лоуренс. Эта лента, когда я ее впервые увидела в начале года, привела меня в восторг. Помимо прочего, я бы посоветовала нашим режиссерам, снимающим фильмы о космосе, посмотреть, как это надо делать, чтобы не жаловаться на отсутствие кассовых сборов.
НА СНИМКЕ: кадр из фильма "Быстрая, как ветер".
Юлия КОНКИНА