СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
Развитие социального проектирования и социального партнерства позволяет возрождать народные обряды, традиции, устраивать массовые праздники. За лето они прошли в каждом сельском поселении Голышмановского района.
Люди ждут праздника, готовятся к нему и многие приходят не с пустыми руками.
«Мы медсестричку смастерили в человеческий рост, с осиной талией и голубыми глазами, в модных сапожках – самим нравится!» – хвастается Антонина Брагина, сотрудница Ражевской амбулатории. – Каждая организация готовила свой персонаж. Интересно посмотреть, что получилось. Ко мне, да и ко многим местным жителям, приехали дети, внуки из Тюмени, чтобы в отчем доме погостить и с друзьями повидаться. Пользуясь случаем, хочу от имени пенсионеров поблагодарить работников нашего Дома культуры, которые наполняют разнообразием жизнь села, открывают таланты. Вот с Татьяной Карпачовой много лет в одном коллективе работали, казалось, хорошо знаю ее, а на творческой встрече с ней, как самобытной поэтессой, автором и исполнителем песен познакомилась... Скоро День пожилых людей, и мы в ожидании новой интересной программы.
Местом народного гуляния стали просторные лужайки возле администрации сельского поселения и близлежащих домов. Красны девицы из деревни Мало- емецк угощали вареньем и медом к блинам с пылу с жару. Приготовив тесто загодя, пекла их на глазах публики Марина Черемных, фельдшер со стажем в четверть века.
Среди старинных вещей заметила гармошку. «Ей лет сорок. Родители подарили моему брату, он со второго класса играл, не зная нот. Сам уехал из деревни давно, а гармошка ждет…» – поясняет культорганизатор клуба Светлана Черемных.
Отец и сын Туболевы торгуют «оружием» и «колесницами» без всякого на то разрешения… Потому что они – деревянных дел мастера. А мальчишки рады. «Будем играть в войнушку, деревянные автоматы крепкие, не сломаются, как пластмассовые из магазина», – утверждают Андрей и Иван. Нелли Жолтенко вынесла на ярмарку копченых курочек, выращенных на личном подворье и приготовленных своими руками. «К осени откормим их штук двести. Несушек всегда оставляю на племя, выпаривать цыплят помогают инкубаторы, – поясняет секретами домоводства Нелли. – Муж Владимир коптильню сделал. Вообще-то мы мясо птицы не продаем (это уж ради праздника). Выращиваем пару поросят, бычка. Не ради денег, для семьи. Дети, внуки на Севере живут, едят мясо только домашнее, яйцами их снабжаем».
Единственные в районе берестянщики Светлана и Алексей Синельниковы приехали со своим товаром из села Средние Чирки. Как не использовать возможность показать ремесло и реализовать часть продукции. «Со временем поняли: местная кора не подходит для рукоделия. Она ломкая, и мы не знаем, как изделие из нашей бересты поведет себя, скажем, через пять лет. Притом в лесах много горелой березы, ее береста испортилась на многие годы, – считает Светлана. – Поэтому решили покупать материал, хоть он и дорогой. Исключительно ради того, чтобы продолжать работать в выбранном направлении прикладного творчества».
Свои поделки представил и детский сад «Тополек», в основном это совместные работы детей, воспитателей и родителей. Надежда Смирнова, руководитель, всю жизнь трудится в образовании, многое сделала для детского сада, становления коллектива.
Тем временем поспела на костре уха из местного карася. Угощали всех. Запах жареного мяса приманивал к прилавку семьи Канаковых. «Специально выращиваем барашков на шашлык. Где праздник, там и мы! Сегодня приготовили их для своих земляков», – приговаривают хозяева, нанизывая на шампуры очередную порцию мяса.
Внимание публики привлекли громкие заклички, обращенные к Солнцу. Бабы вынесли пироги, пошли с ними по кругу, раздавая. Закружились хороводы, вовлекая все больше людей. И разлилась по селу песня народная…
«Наш социальный проект, как и праздник, называется «Ражевские просторы». Он позволяет показать все, чем богата родная земля и ее жители. Реализуем свои задумки благодаря их поддержке и участию. В прошлом году вместе праздновали день Ивана Купалы. Нынче – в основе сценария покосный обряд. Каждое лето будем показывать разные обряды, чтобы взрослые вспоминали, молодежь знакомилась с народным творчеством», – комментирует происходящее Людмила Черемных, культорганизатор Ражевского Дома культуры.
С уличных площадок народ потянулся в Дом культуры. И вот я вижу здесь огромную компанию самых разных кукол – больших и крошечных, в костюмах разных национальностей и сказочных персонажей. Местные рукодельницы собирали старых кукол со всего села и обшивали, стараясь быть неповторимыми в творчестве. «Это наш праздник, праздник всего села, и мы тоже хотим принести радость, – сказала Нина Прямикова, представляя свою коллекцию. – Вот моя русская красавица под березкой на травушке-муравушке. Воплотить идеи мне помогали внучки Лиза и Полина. Рядом куклы, которых одевала глава администрации поселения Татьяна Загородных. Да у каждой мастерицы свой стиль, своя изюминка! Любо-дорого посмотреть!».
На соседней выставке привлекла внимание украинскими мотивами вышивка Нилы Кострицы. Вышитые крестиком портреты Тараса Шевченко и Владимира Ильича Ленина рядом. «Отец-то с Украины был, бабушка бежала от войны в Сибирь, в село Большие Чирки. Так что мои предки украинские. Там-то и встретила Петю своего, он из армии вернулся, а я тогда поваром работала – молодежную бригаду кормила. Первенца ждали и поехали к моей бабушке в гости. Мужу наш край очень понравился! – вспоминает былое Нила. – Здесь и живем уже 55 лет. Вышивала кофточки украинским орнаментом трем дочерям, носили, выступали в них на сцене. Много вышивала и гладью – скатерти, салфетки, полотенца… Все это сохранилось. Отчего ж не показать?!»
В этом сельском поселении порядка тысячи жителей. Даже во время реформирования, реорганизации сельского хозяйства на территории никогда не было пустующей земли. Выращивают хлеб, производят молоко и мясо ООО «Грачи», ООО «Козловское», СПК «Ражевский». Занимается растениеводством крепкое крестьянское хозяйство Юрия Скородумова. Татьяна Загородных два десятка лет возглавляет местную власть. «Ражево исторически было крепким волостным селом. Основным показателем благополучия считаю количество детей. В нашей школе сотня учеников (в соседних – вдвое меньше), в садике – 50, плюс малыши. Тринадцать первоклассников. Есть шесть квартир для специалистов бюджетной сферы. Вот Михаил Чалков радует земляков песнями, его жена – педагог, живет семья в предоставленной благоустроенной квартире. Молодежь, наконец, начала строить дома: супруги Самошины, Нефагины, Федотовы, Тимофеевы. Кто прирос к родной земле, никогда не уедет отсюда», – рассуждает Татьяна Георгиевна. Кстати, в торжественной обстановке она отметила всех, кто внес вклад в организацию и проведение праздника, в благоустройство села.
Здесь есть свои певцы, поэты, художники. Больше десятка лет ражевцы – лидеры в районном смотре художественной самодеятельности «Поющая глубинка».
А вот когда появилось село, точного ответа не знает даже Тамара Тенюнина, которая изучает родной край, кропотливо собирая воспоминания старожилов. Вот что она рассказывает: «Некоторые говорят, первые жители были Ражевы, другие – Ражиченко, третьи – несколько семей Ершовых. В 1855 году открылась церковно- приходская школа, было 4 класса, и учились одни мальчики. В 1886-м построена церковь. Магазина не было. Промышленные товары привозил из Усть-Ламенки купец Осокин. Первый самовар был для жителей села в диковинку, не знали, куда лить воду и класть угли. В 1890 году приехал из села Голышманово купец Островских, на дому торговал мелкими товарами, тесьмой и пряниками. Купец Ширшов открыл молоканку и магазин, скупал у крестьян хлеб и молоко. В 1893-м организовал торговлю купец Александров, живший здесь с семьей до революции 1917 года. В 1896 году село стало волостным. Когда мы с родственниками собирали родословную, оказалось, что Киргинцевы (предки по маминой линии) были здесь одними из первых жителей в ХVII веке».
Вспоминая, изучая прошлое, ражевцы строят будущее своего села.
НА СНИМКАХ: на народном празднике.
Галина БУРОВЦЕВА /фото автора/