ИСТОРИИ СТРОКИ
История газеты «Ялуторовская жизнь» уходит в начало XX века, когда после поражения Первой русской революции царским Манифестом от 17 октября 1905 года населению России были дарованы гражданские свободы. Живущие в провинции прогрессивные люди получили возможность пропагандировать свои взгляды относительно либерального переустройства страны, открыто бороться с консерватизмом и косностью чиновников. Вместе с тем свобода печати в тогдашней России была достаточно эфемерной, ограниченной всевозможными циркулярами и подзаконными актами.
Вопрос об открытии «Ялуторовской жизни» решался на уровне тобольского губернатора. 2 июля 1907 года на его имя поступило прошение от мещанки Павлы Яковлевны Чесноковой с просьбой разрешить издание газеты. Прежде чем дать добро, губернатор направил запрос ялуторовскому уездному исправнику Новосильцеву. И вот какой получил ответ: «...проживающая в городе Ялуторовске мещанка города Екатеринбурга Павла Чеснокова приехала в город Ялуторовск в октябре 1906 г. вместе со своим зятем, бывшим производителем Ялуторовской землеустроительной партии Германом Назаровым; оседлости у Чесноковой в городе нет; определенных занятий она не имеет... Чеснокова направления либерального, ведет близкое знакомство с водворенными в городе политическими ссыльными, хотя ни в чем предосудительном замечена не была».
Надо сказать, что к поручению губернатора исправник отнесся поверхностно. В казенной бумаге за его подписью сегодняшние краеведы обнаружили, по крайней мере, одно серьезное упущение. Чеснокова, как и ее зять, были достаточно известными фигурами в политических кругах Тюмени, занимаясь просветительской деятельностью среди рабочих. Очевидно, исправник Новосильцев не располагал информацией о принадлежности Чесноковой к социал-демократам и ее аресте 25 января 1906 г. за то, что в Тюменском клубе «Союз рабочих» она возглавляла женское отделение и вела культурно-просветительную и политическую работу.
Что же заставило ее, акушерку по образованию, стать редактором издателем либеральной газеты? За Чесноковой, без всякого сомнения, стояла группа прогрессивно настроенной интеллигенции и, в частности, известный купец и предприниматель Кирьяк Степанович Колмаков, основатель «Крестьянской газеты», издание которой ранее было приостановлено властями за «крамолу».
Между «Крестьянской газетой» и «Ялуторовской жизнью» самая прямая связь. Она прослеживается не только в том, что оба издания печатались в типографии Ялуторовского отдела Московского общества сельского хозяйства. Очень похожа была и тематика. Их страницы пронизывал дух просветительства и свободомыслия. Общим был и круг авторов. Сегодня практически невозможно в полном объеме установить авторский актив, поскольку большинство внештатных корреспондентов, в духе того времени, подписывались псевдонимами: «Икс», «И», «Ижица», «Летописец», однако за подписью «Ковъ» легко узнается К.С. Колмаков.
Одним из первых внештатных корреспондентов «ЯЖ» был врач- педиатр, большевик по партийной принадлежности Иван Васильевич Русаков, который отбывал в Ялуторовске ссылку после поражения Первой русской революции – с 1906 по 1909 годы. Писал он как на общественно- политические, так и на медицинские темы. Выражаясь современным языком, ссыльный доктор занимался профилактикой заболеваний и считал своим долгом просвещать сибиряков по медицинским вопросам, совмещая врачебную практику с научными исследованиями и просветительством.
После Октябрьской революции И.В. Русаков становится заметной политической фигурой в стане большевиков, возглавляет Сокольнический совет в Москве, но в 1921 году был убит при подавлении мятежа в Кронштадте и похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Посмертно награжден орденом Красного Знамени.
Ответ тобольского губернатора на запрос департамента полиции о направленности «Ялуторовской жизни» – красноречивое подтверждение: «В числе негласных сотрудников газеты состоят многие из проживающих как в Ялуторовске, так и в соседних местностях политические ссыльные, сотрудничество которых делает направление газеты более левым и примык а ющи м к партии трудовиков». Эта партия, как известно из истории, считалась рупором крестьянства. Примерно такая же оценка содержится в рапорте тобольского губернатора министру внутренних дел о деятельности Ялуторовского отдела Московского общества сельского хозяйства, который инициировал выпуск «Крестьянской газеты»: «Вся деятельность ЯМОСХ за последний год была направлена исключительно к политической пропаганде среди крестьян...».
Схожей у первых ялуторовских газет оказалась и судьба. Выпуск «Крестьянской газеты» был приостановлен на десятом номере, «Ялуторовской жизни» – на четырнадцатом. Чеснокова была подвергнута трехмесячному тюремному заключению на основании 3-го пункта обязательного постановления от 3 июня 1907 года за перепечатку из газеты «Вятский край» статьи «Куда исчезают народные миллионы?». Срок отбывала в ялуторовской тюрьме вместе с малолетней дочерью. В своем объяснении на имя тобольского губернатора она писала: «Издательство и редакция «Ялуторовской жизни» не было и не могло быть для меня занятием, дающим мне средства к жизни или какой-либо доход. В данном случае я исполняла только одну из многочисленных гражданских обязанностей – обязанность культурно-просветительской деятельности». В этом же номере публикуется письмо ялуторовских женщин на имя губернатора освободить П. Чеснокову, так как в городе некому было выполнять обязанности акушерки.
Краеведам еще предстоит установить, как сложилась судьба ялуторовских «первопечатников». Следы К.С. Колмакова и П.Я. Чесноковой затерялись в гуще времени. Больше известно о судьбе Ивана Васильевича Анисимова, еще одной неординарной личности начала XX века, который организовал в Ялуторовске собственное печатное дело. Приехал он, как установлено, из Ишима. Причем занимался не только полиграфической деятельностью, но и не чурался политики. Иван Васильевич вместе с сыном С.И. Анисимовым входил в кружок самообразования, который вел очень активную пропагандистскую работу в годы Первой русской революции. В период реакции все члены этого кружка, в том числе отец и сын Анисимовы, были арестованы по распоряжению тобольского губернатора, а типография закрыта. Есть сведения, что Сергей Иванович Анисимов тоже был полиграфистом: работал не то печатником, не то наборщиком в Ялуторовской типографии. В середине 30-х годов прошлого столетия он вместе с женой Анной Ивановной вновь оказался за решеткой как политически неблагонадежный элемент, но вскоре их выпустили на свободу. Однако это настолько потрясло Сергея Ивановича, что он умер в 1936 году. Внуки и правнуки Анисимовых сегодня живут в Тюмени, Ялуторовске и за пределами области.
Очень короткой оказалась биография «Ялуторовской жизни»: первый номер вышел в свет 21 июля 1907 года, последний – 20 октября того же года (по старому стилю). Однако это издание, как и предшественница «Крестьянская газета», заложило основы газетного дела в нашем крае и навсегда вошло в историю Ялуторовска. Основные этапы большого исторического пути можно проследить даже в смене названий: «Красный вестник», «Колхозная правда», «Ленинский путь». Возвращение к историческому названию произошло уже в новой России.
НА СНИМКАХ: фоторепродукции здания Ялуторовского отделения МОСХ, первого номера газеты.
Павел БЕЛОГЛАЗОВ