КУМИРЫ
Среди красавиц отечественного кино она всегда отличалась какой-то отчужденностью, словно пришла из другого времени. Может, поэтому ей так часто давали роли в костюмерных лентах. Она органично в них смотрелась, а режиссеры и операторы с удовольствием делали крупные планы, дабы подчеркнуть ее необычную внешность и аристократическую осанку, не подпадающие ни под какие рамки и определения. О своем юбилее она, скорее всего, забыла. Она и раньше не верила в цифры и даты. Но мы, зрители, прекрасно помним: 25 августа исполнилось 75 лет миледи советского кино Маргарите Тереховой.
Она родилась в Туринске Свердловской области в семье провинциальных актеров. И всегда мечтала пойти по их стопам. Правда, когда приехала покорять Москву, ей не повезло. В основных театральных вузах набор был уже завершен, а во ВГИКе приемная комиссия не разглядела в Тереховой будущую звезду. Но Маргарита была упорной и сумела-таки попасть в школу-студию при театре им. Моссовета, которой руководил Юрий Завадский. После окончания ее приняли в труппу.
Первой ролью Тереховой стала Клеопатра в спектакле по пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра». Партнером актрисы был легендарный Ростислав Плятт. Но он не затмил юную Маргариту, на сцене они смотрелись на равных. Уже после премьеры стало понятно, что в театре появилась новая звезда. Позднее она сыграла немало интересных ролей, публика стала приходить специально на нее. Среди наиболее заметных работ Тереховой – Соня в «Преступлении и наказании», Елизавета в «Царской охоте». Многие спектакли с участием Тереховой записали для телевидения, особенно всех впечатлила Манон Леско, настолько раскрепощенной она была для пуританских манер того времени.
Но все же для большинства зрителей она – звезда кино. Причем для широкой публики ассоциируется прежде всего с Миледи и Дианой, а для критиков она – исполнительница сразу двух ролей в культовом фильме Андрея Тарковского «Зеркало». Впервые в кино Маргарита снялась еще в 1965 году. Известность пришла после роли в ленте «Бегущая по волнам». Сначала за ней закрепилось романтическое амплуа, с чем актриса была категорически не согласна. Она вообще любила ломать стереотипы. Так, в фильме «Монолог» сыграла непутевую мать и дочь, постоянно ищущую счастья в личной жизни. Все это в полной мере оценил Тарковский, пригласив ее в самый личностный фильм «Зеркало». В нем она сыграла две главные роли, двух главных женщин в жизни героя – мать Марию и жену Наталью. Результат показал, что Тарковский не ошибся с выбором. Так из романтических героинь актриса перешла к серьезным, глубоким ролям.
Такой стала ее Диана в фильме Яна Фрида «Собака на сене». Яркая, в меру стервозная, способная завлечь в свои сети кого угодно, но и сама умеющая любить. Актриса с таким достоинством и грацией выглядела в кадре так, что никто не мог усомниться: перед ним настоящая графиня. И нет ничего удивительного, что ее руки добивается столько кавалеров. «Собака на сене» стал фильмом на все времена. Его регулярно показывают по телевидению и к юбилею Маргариты Борисовны опять поставили в эфирную сетку.
Когда режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич приступил к съемкам фильма «Д Артаньян и три мушкетера», то изначально на роль Миледи планировал пригласить Елену Соловей, но она ушла в декрет. Тогда он вспомнил о своей давней подруге Маргарите Тереховой. Вместе занялись переработкой сценария. Она внимательно относилась ко всем деталям, изучала эпоху, лично ею придуманы многие реплики. Миледи в исполнении Маргариты получилась сексуальной и вероломной, настоящим Джеймс Бондом в юбке. Теперь этот образ невозможно представить по-другому, хотя в разное время Миледи играли очень яркие зарубежные актрисы. Например, в последней голливудской версии – Милла Йовович. Появилась и современная российская Миледи – Екатерина Вилкова, но затмить Терехову никому не удалось. Есть в ее фильмографии и участие в международном проекте «Синяя птица», где она оказалась на одной площадке с Элизабет Тейлор, Авой Граднер, Джейн Фондой. Но после распада Советского Союза Терехова почти не играла в кино. Как режиссер экранизировала чеховскую «Чайку», сама же снялась в роли Аркадиной.
У Маргариты двое детей. Дочь Анна пошла по стопам родителей, сейчас она востребованная актриса. Она и ее брат носят фамилию матери. Они очень близки, хотя Маргарита Борисовна всегда признавалась, что большую часть жизни посвятила не семье, а профессии. Сейчас она, по большому счету, живет в своем мире, куда никто не может прорваться, в том числе и дети. К сожалению, недуг, который поразил эту талантливую женщину, не лечится. Но остались роли, которые можно пересматривать бесконечно.
Юлия КОНКИНА