КТО-ТО ПАХАРЬ, КТО-ТО ЖНЕЦ,  А КТО НА ДУДОЧКЕ ИГРЕЦ 

АПК 

На мальковскую яровую пшеничку в прошлый четверг вышел комбайн. Она сухая, вызревшая, с ядреным зерном. Так и просится в бункер «Нью Холланда». 

– К красному колосу «Ирени» солнышко лучше прилипает, потому и поспела она пораньше, – рассказывает агроном АО «Мальковское» Виктор Бочковских. – Да и урожайность у нее завидная – от 40 до 50 центнеров с гектара. Таких результатов добиваемся за счет строгого соблюдения технологий, правильного питания и защиты растений. Не лишним будет сказать, что в хозяйстве трудятся четыре человека с агрономическим образованием. 

Комбайнеру Анатолию Игнатьеву, который проводит 44-ю жатву, предстоит убрать «Ирень» с 220 гектаров. 

– Наш хлебушек с высоким содержанием клейковины уво- зят на Ялуторовский элеватор, сейчас известный как «Юнигрейн», – объясняет Анатолий Иванович, – там из него изготовят высококачественную муку, необходимую для улучшения хлебопекарной смеси. 

Однако выращивание продовольственной пшеницы не является для «Мальковского» приоритетным. А вот вести с профильных картофельных и овощных плантаций не всегда мажорные. Начну с того, что раннюю капусту здесь частично запахали. Овощ передержали на корню, и он растрескался. Случилось это по причине отсутствия сбыта. В магазинах и на рынках Тюмени в это время продавали капусту по 50- 80 рублей, которую, разумеется, за такую цену неохотно покупали. А «Мальковское» предлагало по 10 рублей за килограмм. Тем не менее, места ей на торговых прилавках не нашлось. 

– Ранними овощи считаются до начала сентября, – говорит генеральный директор АО «Мальковское» Владимир Илюшин. – К этому времени мы обычно реализовывали 2,5 тысячи тонн капусты. В прошлом году объем снизился до 800 тонн, а нынче и того меньше. По картофелю такая же картина. В 2016 году удалось реализовать около тысячи тонн – сегодня в три раза меньше. Мы снизили отпускные цены до уровня и ниже плановой себестоимости – не помогает. 

Тюменцы спрашивают: когда на рынке появится продукция по приемлемым ценам? Уж очень они в этом году кусаются. Хотелось бы надеяться, что цены станут ниже в результате деятельности таких мощных сельхозтоваропроизводителей, как «КРиММ», «Дружба-Нива» и других. Однако этого не происходит. Крупные производители картофеля и овощей называют проблемными отношения с торговыми сетями. Режим работы с ними по диктату ритейлеров регламентируется договором на 30 листах, где немало неудобных положений для сельхозпроизводителей, а то и просто придирок. Скажем так: у торговли, согласно этому документу, всегда найдется предлог забраковать партию овощей. Притчей во языцех стали бонусы и другие поборы. А неоправданная торговая наценка на местную продукцию, радикально затрудняющая реализацию? 

Люди, располагающие скромными средствами, не всегда могут купить картофель, овощи и на рынке «Михайловском». А ведь при его открытии гарантировали широкую дорогу доступной по цене продукции фермеров. Та же картина в мелких магазинах. Впечатление такое, что вся торговля помешалась на безудержной корысти. И это при том, что овощей и картофеля у нас в области производится в достатке, и можно было бы не вздувать цены до неприличия. 

– Из-за экономических и ряда других причин мы не в состоянии организовать собственную торговлю овощами, – продолжает Владимир Илюшин. – Сегодня нашу продукцию в основном скупают хорошо организованные оптовики – выходцы с Кавказа. Это от них, посредников, всецело зависит продвижение товара. В том числе и они, – полагает Илюшин, – в результате понятных уже всем манипуляций накручивают цену. 

Раньше, по словам Владимира Семеновича, в администрации Тюменского района было правило – собирать сельхозпроизводителей для обсуждения вопросов реализации продукции. Тогда же предлагалось построить возле Каскары свой оптовый овощной рынок. Однако власти ответили, что застарелую проблему производителей призван решить будущий рынок «Михайловский». Но ожидания овощеводов и картофелеводов не оправдались. И вот уже который год подряд они настаивают на организации распределительного центра, где можно было бы хранить и продавать выращенное. Учредителями этого центра могли бы стать предприниматели, которые готовы блюсти интересы сельхозтоваропроизводителей и формировать разумные цены для населения. 

– Могут ли тюменцы приобрести продукцию подешевле прямо в хозяйстве? – спрашиваю Илюшина. 

– Сотни людей предпочитают покупать на нашем складе, – приглашает он. – Если оптовая цена на капусту сейчас 6 рублей за килограмм, картофеля – 9, свеклы – 10 и моркови – 16, то для горожан она будет дороже всего на 15% . 

Неурегулированность сбыта – это лишь одна из проблем «Мальковского». Арендованные земли, на которых хозяйствует акционерное общество, сократились с 1600 гектаров до 600. На поливной пашне строятся поселки, появляются улицы из коттеджей. А когда-то здесь в полной мере использовали широкие возможности Мальковско- Чикчинской поливной системы. Правительство России в свое время запретило приватизировать и передавать в аренду мелиорированные земельные паи. Однако районная администрация нарушила этот запрет. Ладно бы дело обошлось только этим. Паи с поливной пашней скупили предприимчивые дельцы и обходными путями выводят ее из категории земель сельхозназначения. В результате территория с подземной сетью водоводов, находящихся в федеральной собственности, как уже было сказано выше, активно застраивается. 

Несколько лет назад на реконструкцию этой поливной системы были потрачены немалые бюджетные деньги. Но застройщики уничтожали мелиоративные коммуникации – засыпали каналы и выходы водоводов. Из интереса прошелся по улицам Серебряного бора – самого большого поселка. На многих коттеджах висят объявления о продаже. Похоже, владельцы не собираются обживать свои дома. Я, к слову, не нашел это место живописным и привлекательным. Представьте, среди голых полей стоит поселок, обдуваемый песчаными ветрами. Вот они, плоды бездеятельности государственных надзорных и контролирующих структур, а также местной власти. 

Сегодня тюменский рынок уже перенасыщен предложениями о приобретении земельных участков для индивидуального строительства. Ажиотаж прошел. Собственники годами не могут продать построенные за немалые средства коттеджи и дома. Сбавляют в разы цену, терпят большие убытки… Не пора ли прекратить порочную практику перевода сельхозугодий в поселенческие земли? В ближайшее время требуется провести ревизию свободной пашни, где велась активная застройка, и хотя бы на 5 лет внести определенность в ее использование сельхозпроизводителями и фермерами. 

Не наблюдая перспектив в землепользовании, «Мальковское» пускает затратное дизельное топливо на обогрев теплиц, так как за подключение к газовой магистрали требуют 6-7 миллионов рублей. А вдруг голубое топливо уже в следующем году не понадобится? На точке замерзания и другие проекты по снижению затрат на производство, реализацию, повышение привлекательности продукции. Хозяйство вынуждено платить собственникам крупных массивов пашни по две тысячи рублей за гектар. Иначе они не соглашаются предоставлять землю. Хотя среди владельцев есть такие, кто сам не обрабатывает землю и не дает это делать другим. 

– В связи с этими и другими негативными факторами, – подытоживает генеральный директор, – мы постепенно утрачиваем конкурентоспособность. В прошлом году получили от картофеля, нашей основной культуры, более 3 млн рублей убытков. Я уже не жду лучшей жизни для нашего предприятия, в котором неуклонно сокращается число работающих. Остались самые трудолюбивые, профессионально подготовленные, надежные и преданные «Мальковскому» люди. Нам бы их до пенсии довести, а потом можно и предприятие закрывать. 

НА СНИМКАХ: комбайнер Анатолий Игнатьев; механизаторы Виталий Труханских, Борис Никитенко и агроном Виктор Бочковских. 

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/


33598