…И ЗА ПОБЕДЫ ЗАСЛУЖИВ  БЛАГОСЛОВЕНИЯ ОТЧИЗНЫ 

ДАЛЕКОЕ-БЛИЗКОЕ 

ЕЖЕГОДНО В АВГУСТЕ СИБИРСКИЕ КАЗАКИ ОТМЕЧАЮТ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЕРМАКА 

О походе казачьего атамана и его дружины в Сибирь известно многое. С той или иной степенью достоверности история называет нам причины и время начала эпопеи, важные вехи сражений горстки русских храбрецов с местным воинством, однако обстоятельства и момент гибели Ермака преподносятся по-разному. Например, в одном случае называют 1584 год, в другом – 1585-й…

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА 

Конкретики ради обратимся к Есиповской летописи. 

«В лето 7092-го году (1584 год) посланием божиим уготовися час и прииде на воинов смерть. Приидоша от бухарцов, торговых людей, вестницы в Сибирь к Ермаку с товарыши и поведаша им, яко царь Кучюм не пропустит в Сибирь. Ермак же не со многими воинскими людьми поиде на стречю их… по реке Иртышу в стругах. Дошедше до реки Вагая, бухарцов не обрете и паки шед по Вагаю вверхь до места, иже зовомо Атбащ, и не обрете, и от того возвратися. …Доидоша же до перекопи, ту обночевашася и поставиша станы своя. Стража же крепце не утвердиша ж, ослабеша умы своими, яко приходит смертный час. … Тоя ж нощи бысть дождь велий, в полунощи ж приидоша ж множество поганых, казакам же спящим без всякого опасения. И нападоша на нь, и побиша, токмо един казак утече. Ермак же, егда виде своих воинов от поганых побиеных и ни от кого ж виде помощи имети животу своему, и побеже в струг свой, и не може доити, понеже одеян бе железом, стругу ж отплывшу от брега; и не дошед, утопе, божиим бо судом прииде на воинов смерть… Убиени же быша месяца августа в 5 день…». 

Суть изложенного в целом понятна, несмотря на пласты времён, отделяющие его автора от нас. 

Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» также не обошел вниманием эту трагедию. Он пишет и делает выводы: ничто уже не может «отнять сибирского царства у великой державы, которая единожды навсегда признала оное своим достоянием», а «мы еще и ныне торжественно молимся за Ермака и за дружину храбрых, которые вместе с ним пали на берегах Иртыша». 

ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ СЛУЖИТЬ РУСИ 

И нынешние последователи дела «атамана-князя» несут к священному месту его живописное изображение, которое соответствует той давней характеристике Карамзина: «Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, бороду черную, волосы темные, кудрявые, глаза светлые, быстрые, зерцало души пылкой, сильной, ума проницательного». 

Естественно в летописных текстах о казачьем предводителе дата его гибели указана по старому стилю, 5 августа. И к ней надо прибавить 13 дней. Из чего следует, что День памяти Ермака – 18 августа. 

Один из ученых-историков середины XVIII века, желая, видимо, еще раз уточнить «место действия», сам прошел последним маршрутом Ермака со товарищи и установил, что так называемая перекопь «длиною с версту заканчивается недалеко от устья реки Вагай». Путешественник удостоверился, что «после своего поворота река Иртыш делает дугу более чем в шесть верст. В этой местности к югу от перекопи виден на низком ровном лугу большой бугор… Он весьма крут и в вышину простирается на 10 саженей…». Сегодня бугор называется холмом Ермака. Это самое известное место во всей округе – на левобережье Иртыша около устья Вагая, в окрестностях деревни Старый Погост Вагайского района. 

Каждое лето в очередную годовщину гибели атамана Ермака Тимофеевича по традиции на холм поднимаются вагайские казаки, приезжают представители Тюмени, Тобольска, Салехарда, других казачьих сообществ Сибири. Служивый люд участвует в молебне у Памятного креста. А вновь принятые в ряды казачества присягают «верой и правдой служить святой Руси и Православной церкви, не жалея ни сил, ни живота своего». Фольклорные группы обязательно исполняют балладу, по сути, гимн мужеству русского воина. Песня считается народной, хотя имеет вполне конкретного автора – поэта Кондратия Рылеева: 

Ревела буря, дождь шумел; 

Во мраке молнии летали; 

И беспрерывно гром гремел, 

И ветры в дебрях бушевали… 

Ко славе страстию дыша, 

В стране суровой и угрюмой, 

На диком бреге Иртыша 

Сидел Ермак, объятый думой. 

Думой в жанровом смысле считаются и сами поэтические строки, которые были созданы в 1821 году и поныне имеют большой успех. Ибо написанные сердцем, берут за живое, приводят людей, их читающих и поющих, в великое волнение: 

И за победы заслужив 

Благословения отчизны – 

Нам смерть не может быть страшна; 

Свое мы дело совершили… 

На холме установлен Памятный крест, сложен из камней обелиск. А соответствующая надпись носит следы упомянутой хронологической неточности: «На этом месте в ночь с 5 на 6 августа 1585 года, при отражении ночного нападения вражеской орды под предводительством тогдашнего феодального владетеля Сибири хана Кучума на казачий полевой лагерь погиб атаман Ермак Тимофеевич со товарищи…». 

Кстати, археологические экспедиции из областного центра неоднократно исследовали и сам холм, и берег реки, что верстах в двадцати отсюда, но, к сожалению, уточнить место гибели Ермака не представилось возможным. Дело в том, что природа и время берут свое, излучина Иртыша постоянно меняет свое русло, основательно скрывая все следы. Тем не менее, участники ежегодных Дней памяти Ермака Тимофеевича выражают уверенность, что сей маршрут славной казачьей дружины со временем будет привлекать все больше истинных приверженцев истории края. Значит, по зову памяти грядущие поколения исследователей доведут дело до своего логического завершения. 

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/ 


33578