ТАИНСТВО ТИХОЙ ЖИЗНИ

ВЫСТАВКА

Небольшую выставку живописи в музее "Дом Машарова" назвали без затей – "Nature morte". В уютных стенах старинного особняка картины тюменских художников из фондов музея изобразительных искусств предстали окнами в загадочный мир рукотворных предметов и даров природы, одухотворенных творческой фантазией профессиональных и самодеятельных мастеров кисти. 

Выставка натюрмортов – повод понаблюдать за удивительными метаморфозами вещи и места. Как правило, реальные предметы, выбранные художником для изображения, сами по себе сильных чувств не вызывают, отмечает Гульнара Демчуг, заведующая музеями "Дом Машарова" и "Усадьба Колокольниковых". Мало кому хочется любоваться корзиной с овощами, заварочным чайником или настольной лампой, если только они не обладают некой уникальностью. А на холсте самые обыденные вещи обретают неизъяснимое очарование, значительность, живое дыхание. Неслучайно куратор выставки Наталья Паромова напомнила гостям музея английское название натюрморта – still life, что означает "тихая жизнь". В противоположность собственно французскому nature morte, что означает "мертвая природа". Дом Машарова строился не для того, чтобы быть музеем – он строился для жизни, и картины, размещенные в небольших, соразмерных человеку помещениях, начинают разговаривать с посетителем, будто и впрямь живые. Мимо них уже не пройдешь, мазнув взглядом, к ним невольно хочется присмотреться. 

Натюрморт, каким мы его знаем, родился в Голландии, где модно было изображать так называемые завтраки. Организаторы выставки устроили собственный "завтрак" – своеобразную инсталляцию из красиво расставленных чашек, яблок, самовара с сушками, вазочки с конфетами, старинной коробки из-под сладостей и букета живых цветов. Мастер художественного салона "Этюд" Любовь Зарова выбрала букет и яблоки, чтобы перед самым открытием выставки на глазах у сотрудников музейно-просветительского объединения, в которое входит Дом Машарова, создать легкий акварельный этюд. 

В экспозиции тоже есть "столовые" натюрморты. Например, две работы самодеятельного художника Анатолия Мальцева, выписанные с большим тщанием и любовью. Одна картина, с кувшином, чашкой, овощами и цветами, так и называется "Кухонный натюрморт". Другая предлагает "Любителю полакомиться" изысканную сервировку – с подсвечником, арбузом и самоваром, похожим на античную вазу. У Юрия Акишева натюрморт "непонятный" – разноцветные пятна, лессировки и "спутанные плоскости", чтобы зритель увидел чайник, а стол не увидел, но домыслил – не в воздухе же чайник висит. И не чайник тут главное, а отношения красок, форм и бесформенности, гармония и спор выразительных средств. Алексей Чугунов приглашает нас заглянуть в мастерскую художника, где есть пустая рама, и мясистый кактус с желтым цветком, и круглый стол. 

И вот этот стол домысливать не нужно, он себя не скрывает, напротив – "стол вдруг перевернулся и перестал быть столом, сделался существом, которое живет в этой мастерской. У стола есть характер, у пространства есть характер". 

Другой самодеятельный художник Григорий Тукмачев изобразил цветы со своей дачи – яркие, красочные, в глиняной вазе на фоне бревенчатой стены. Можно разглядеть каждый листок, каждый лепесток. Заслуженный художник России Анатолий Седов предпочитал работать иначе – он создавал "импрессионы", стремясь передать впечатление момента. Так же, "на вздохе, на восторге", писал он и свою сирень, живую, буйную, парящую в зыбком пространстве. Цветы всегда были для художников любимейшей натурой, символом восхитительной и недолговечной красоты. В точности как пышные, праздничные пионы Вячеслава Сизова. 

"Натюрморт с лампой" Геннадия Токарева выделяется на общем фоне сумрачным колоритом и трагической тональностью. Художник посвятил картину матери. Керосиновая лампа стала приметой времени, напоминанием о трудной военной и послевоенной поре. Рядом с лампой – икона, не парадная, в блеске золотого оклада, а простая, крестьянская, народная. Чтобы почувствовать настроение картины, "надо постоять перед ней, всмотреться, погрузиться в ее пространство", в таинство жизни – не быта, но бытия. 

Работа Остапа Шруба "Дары леса. Натюрморт с туесами" не просто предъявляет нам трофеи собирателя – ягоды и грибы, изобильные, красочные, распирающие собой пространство холста. "Картина написана так сурово и сильно, что мы чувствуем – это тайга, урманы, мощь, Сибирь". Михаил Захаров добивается зрительского отклика другим приемом. В его "Натюрморте с лаптями" мы видим простой топор, ветки березы и собственно крестьянские лапти поверх лоскута березовой коры. А из лаптей выглядывает крохотный букетик – ромашки с васильками. "Посмотрите, насколько это изысканно и любовно сделано. Это что-то песенное, нежное – об ушедшей жизни дедов и прадедов. Уберите эти цветочки, будет обычная бытовая сцена. И цветочки-то самые обыкновенные, растущие на краешке дороги. А в цветочках – родина, Сибирь наша". 

Финалом вернисажа стал мастер-класс Любови Заровой для посетителей выставки. Художница познакомила своих учеников с правилами компоновки натюрморта, с понятием светотени, показала, как выбирать и накладывать краски на хорошо увлажненный лист. Каждый смог унести с занятия акварель, написанную собственной рукой – свой неповторимый, особенный натюрморт – и почувствовать себя причастными к настоящему искусству. 

Кира КАЛИНИНА /фото автора/

 


33506