«ПЛАТОН МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ»

КОЧКА ЗРЕНИЯ 

С детства обожал книжки. Читал дотемна и после темна. Как многие. С фонариком под одеялом. Упивался приключениями и путешествиями.  

Книги – полезный наркотик. Однако вред здоровью таки приносят. К четвёртому классу я уже щеголял в очках. В армию отправился с минус четырьмя диоптриями на оба глаза. К пенсии правый глаз «сел» уже до шести диоптрий. Да еще и катаракту обнаружили. Капель мне навыписывали – море. Однако честно предупредили, что толку от них не будет. Когда назреет катаракта – поменяют в клинике хрусталик на искусственный. И даже денег не возьмут по социальной программе. Всего-то делов. 

В почтовом ящике обнаруживаю бесплатную газету «Вестник здоровья». Здесь исцелённые упорно доказывают мне обратное. 

«Когда у моей мамы появились глаукома с катарактой, – пишет, например, офтальмолог из Екатеринбурга Зинаида Митрофановна Травкина, – я всех коллег поставила на уши, чтобы помочь ей. Витаминные комплексы, растворы, капли, чего только не пробовали, но зрение у мамы продолжало падать. Ее замучили головные боли, глазное давление было 26 единиц, сосудики в глазах лопались, пелена видеть не давала. Я слышала, как она стонала и тихонько плакала. Говорила, уж лучше сразу умереть, чем полностью ослепнуть. Про капли «Окапин» я узнала от своей пациентки, которая с их помощью избавилась от застарелой катаракты. Я тоже сразу приобрела «Окапин» для мамы. После двух полных курсов моему удивлению и одновременно радости не было предела. К маме вернулось хорошее зрение, сошла пелена с глаз, глазное давление 17. Нет повреждения зрительного нерва и хрусталик чистый. Я, как офтальмолог, делаю заключение: ни катаракты, ни глаукомы у мамы нет, поэтому операция ей уже не нужна!» 

Вот такая ода целебным каплям от профессионального врача. Прилагалось и фото рыженькой красотки, спасшей свою маму. 

К газетному шарлатанству я уже попривык. Как многие соотечественники. К печатному и непечатному слову у нас выработан стойкий иммунитет. Расписывают, скажем, в рекламе целебные свойства граната. Ясно, залежался нынче на прилавках заморский фрукт, и нужно подогреть народный интерес. 

Но заметка профи поколебала моё неверие, и первым делом я решил отыскать симпатичную медичку, благо Екатеринбург от Тюмени недалеко. Напрасно обшаривал я соцсети, перетряхивал базы данных и телефонные справочники. Ау! Нету в природе Зинаиды Митрофановны. Растворилась Травкина где-то в травах. 

Выдумали, видать, этот персонаж коллеги-журналисты по наущению и подкупу фармакологических фирм, клепающих снадобья для «сравнительно честного отъёма денег» у простодушных граждан, не подозревающих о существовании эффекта плацебо. И всё же самовнушение не безгранично. 

Катаракты, увы, не поддаются заклинаниям. Ни один врач-офтальмолог не пытался убедить меня в обратном. И лишь мифическая Зинаида Митрофановна заочно настаивает на возможности медикаментозного избавления от катаракты. Лжёт ради куска масла на куске своего хлеба. А это уже мошенничество, наказуемое законом. 

«Слово и дело!» – находим в Википедии. – Словосочетание, которое произносилось для выражения готовности донести властям о государственном преступлении». 

Безответственное слово – преступление. Такое же, как безответственное действие. Недаром издревле крамолу пресекали еще на стадии разговоров. «Пусть будет твоё «да» – да, а твоё «нет» – нет, – гласит Библия. – Остальное от лукавого». 

Есть предложение: для работников слова ввести корпоративную присягу. Чтобы беречь честь мундира и не чернить бумаги необдуманным словом. Даже ради материальных благ. Всех денег не заработаешь. Зато совесть спокойна. Если у медиков мерило профессиональной порядочности – Гиппократ, то у работников слова, надо полагать, эталон – Сократ. Вспомните знаменитое «Платон мне друг, но истина дороже». 

Итак... 

КЛЯТВА СОКРАТА 

Врачи приносят клятву Гиппократа – 

А пресса остаётся в стороне. 

Но сила слов сметает все преграды. 

Есть в Слове свойства снадобья и яда – 

Нам тоже нужно присягнуть стране. 

Всем нам, живущим, забывать негоже: 

«Платон мне друг, но истина дороже!» 

Клянусь высоким именем Сократа – 

Пускай моим пером владеет Правда. 

И всё, что происходит на планете, 

Не искажённым предстаёт в газете. 

А если клятву я свою нарушу – 

Неправда искалечит чью-то душу. 

И это будет до последних дней 

Пятном лежать на совести моей. 

Леонид ТКАЧУК


33426