КАК Я ПРОВЁЛ ЛЕТО

ИСТОРИИ СТРОКИ 

Завершается лето. У детворы еще каникулы! Кто-то отдыхает с родителями, кто-то – у любимой бабушки. Многие ребята проводят время в оздоровительных лагерях, которые в советские годы назывались пионерскими. 

Когда и где в Тюмени были открыты первые пионерлагеря? Как там отдыхали юные ленинцы? Об этом рассказывают документы Государственного архива социально-политической истории.

ПОДЪЕМ В СЕМЬ УТРА 

В трудные 20-е годы прошлого века «старший брат» комсомол позаботился, чтобы дети с пользой для ума и здоровья проводили летнее время. Первые пионерлагеря находились за городом. Самые близкие располагались на Мысу, дальние – в деревнях Ембаевские юрты, Зырянке. И уж совсем далеко от Тюмени – в Талице, Емуртле, Н-Заимке, Ялуторовске, Ишиме. 

«Кузницы ребячьего здоровья» не имели ни собственного инвентаря, ни домиков-дачек, ни романтических или патриотических названий. 

Лагерный режим, разработанный РОККом (Российское общество Красного креста), был расписан по часам. 

Занятно тогда называли: не подъем, а вставание (7 часов утра), не сончас, а лежание (14.00–15.30 ч). Еще в распорядке значатся: общеполезная работа в лагере – с 9 до 11 ч. и трудпроцесс – с 17до18 ч. (в деревне). Самое замечательное и увлекательное в распорядке дня, конечно, игры, купание и солнечные ванны. 

В 1923 году Тюменский губком комсомола получил от Екатеринбургской организации юных пионеров им. Карла Либкнехта программу занятий, и вожатые не ломали головы, чем увлечь ребят. Каждый день – новая забава: «прятки жгута», «сторожа и воры», «бдительные сторожа», «набег», «кол в шапке», «слепые сторожа», «лежит на виду – найди», «кто вор?», «найти друзей и врагов». Эти подвижные игры требовали сноровки и смекалки. Пионерские навыки – тоже полезное занятие. Детей учили ориентироваться по карте, компасу, солнцу, деревьям, муравейникам, звездам. Объясняли, как ставить палатку, строить шалаш, разводить и тушить костер. После таких упражнений на чистом воздухе у детей разыгрывался отменный аппетит. 

Меню было разнообразное, но на завтрак пионеры все больше налегали на чай с хлебом, к обеду собирали щавель, из которого им варили суп. Молочные продукты, каши – все съедалось без остатка, ложки стучали по мискам – добавки хотим! В сутки на одного ребенка полагалось хлеба белого – 250–300 гр, хлеба черного – 400, масла – 40 гр, мяса – 150 гр, яйцо 1 штука. Не голодали. У детей, отдыхавших в лагере, «прибытие в весе от 0,5 до 4 кг», отмечается в отчетном докладе РОКК о результатах летней оздоровительной работы 1925 года. 

Трудпроцесс принимался неизбалованными пролетарскими детьми без капризов и увиливаний. Ребята шли на колхозное поле и дергали сорняки. Приехавший из Тюмени хроникер Б. Линов отрапортовал 5 августа 1925 года в газету «Трудовой набат»: «2-й отряд прожил в деревне Зырянской 3 недели. За это время им была проделана следующая работа: выпущен 1 номер стенгазеты, посвященный деревне и городу, завязана связь с деревенскими пионерами и комсомольцами, проведена работа по очистке сада, звенья собирали коллекции букашек, бабочек, гербарий и т. д., произведено обследование сельсовета, отряда юных пионеров, ячейки комсомола, кооперации, быта деревни. Обследовали, как живет деревня, как живет кулак, середняк и бедняк. 

Пионеры хорошо поправились и благодарят профсоюз совработников за средства, данные им для поездки в лагерь». 

На совещании секретарей и завполитпросветов ячеек РКСМ г. Тюмени 4 июня 1925 года вожатый Юр докладывал: «Основным моментом в летней работе юных пионеров является: 1. Физкультура, укрепление здоровья пионеров путем лагерной жизни. 2. Общественная работа в деревне, а также в городе. Работа в деревне проходит под лозунгом: «На городской отряд – деревенский». 

Выступающий ратовал за приобретение литературы по пионерской тематике и углубление политико-воспитательного процесса. И вот почему. 

ДЕЛО О ЛЕТАЮЩЕЙ ГОЛОВЕ 

Пионерка Лиза Вайтцеховская после отбоя начинала рассказывать страшилки: 

– Девчонки, представляете, человеческая голова может жить без туловища. Я сама читала, как профессорская голова обходилась без тела, всякие там краны, термометры и баллоны заменяли сердце. 

Лизу слушали, затаив дыхание, и она продолжала жуткую историю: 

– За головой ухаживала красивая девушка Мари. Однажды ей приснился страшный сон, что голова сорвалась со столика и полетела… 

На следующую ночь фантазерка пугала девчонок рассказами о приведениях и всякой другой нечисти. Пионервожатая, заслышав девчоночий визг, поспешила на помощь. Оказалось, это Лиза так увлеклась собственным сочинительством, что напугала особо впечатлительных. 

Утром воспитатели и пионервожатые решали, что делать с этой девчонкой. Посмотрели ее анкету. Елизавета Вайтцеховская из пионеротряда № 11 им. Буденного. Родители проживают на ул. Машаровской, 5. 

– Из каких она будет? – поинтересовался воспитатель. 

– В анкете написано «полячка». Мать – рабочая на заводе «Механик». 

– Про какую такую голову эта Лиза страху напускает? Что у нее в голове творится? Нам нужны правильные, идейные дети, – строго заметил тов. Юр. 

– Разве вы не читали? «Рабочая газета» и журнал «Всемирный следопыт» печатали фантастический роман Беляева «Голова профессора Доуэля», – заметил воспитатель, – у девочки явные способности к литературе. 

– Вот и пусть свои способности направляет на общественно- полезное дело. 

Так Елизавета стала членом редколлегии стенной газеты. А о своих фантазиях она все равно рассказывала подружкам. 

ГРИФ «СЕКРЕТНО» И УСПЕХИ В ВОСПИТАНИИ 

«Трудовой набат» в 1924 году порадовал читателя сообщением: «Деревню Мыс посетили юные пионеры. Отряд их состоял из 200 человек – девочек и мальчиков разного возраста. Шли в деревню организованно, со своими знаменами, по правому берегу Туры. Через реку переправлялись на пароме. Отряд расположился в школьной ограде закусить. Все свои корзинки со съестными припасами оставили в помещении школы и на несколько часов ушли в ближайшую сосновую рощу, где провели время в организованных играх. 

При посещении школы юные пионеры вели себя примерно и проявили живой интерес к жизни местной школы. Отметили чистоту и уют и, несмотря на свою многочисленность, вели себя так, что после посещения не оставили никаких следов неопрятности». 

В печать шли исключительно позитивные новости. На документах, в которых отражаются факты хулиганства, стоит гриф «секретно». В этих материалах теперь можно прочесть: «Решительно бороться против отрицательных бытовых явлений (хулиганство, нечестность в общении, табакокурение). Борьбу вести путем создания общественного мнения, добиться вовлечения учащихся в кружки физкультуры с соблюдением санитарии, организовать прогулки на воздухе). 

Протокол заседания коллегии АПО при ОК ВКП(б) 31 марта 1928 года из-за экономии напечатан на полупрозрачной бумаге, поэтому трудно прочесть, что говорил докладчик Мотовинский. А говорил он хорошие вещи: «В Тюмени создаются общегородской лагерь на 2 месяца с охватом 100 человек, лагерь водного транспорта на 75 человек, лагерь железнодорожников на 100 человек, лагеря-дачи при детских домах «Коллонтай» и других». 

ШУМЛИВАЯ И ВЕСЁЛАЯ ЖИЗНЬ 

В докладе об итогах оздоровительной работы среди ЮП (юных пионеров) от 1927 года недостатки назвали «ненормальностями». Они были такие: лагерь на железной дороге из-за нерационального расходования средств и нетактичного поведения его руководителя закрылся раньше времени. В других местах «плохо провели работу по разъяснению пионерам, как нужно жить в лагере, отчего получалось частичное хулиганство и побеги. Совершенно недостаточный медицинский контроль над детьми. Взрослым пионерам не нравился жесткий режим дня, им было скучно». 

Как улучшить лагерную жизнь? На бюро горкома комсомола, как из рога изобилия, посыпались предложения: практиковать работу по краеведению и топографии, проводить экскурсии, военные игры, подобрать лучший состав вожатых, регулярно доставлять пионерские газеты и журналы, развернуть работу по привитию пионерам технических знаний, организовать различную кружковую работу. Словом, полностью учесть интересы детей. 

Корреспондент «Красного знамени» А. Кунгурцев по заданию, которое было спущено редакции из Горкома комсомола, в июле 1929 года выехал в пионерский лагерь. Целый день провести на лоне природы! В речке купайся, обедом покормят, и все тебе рады – замечательная командировка. Как тут не напишешь романтический репортаж? 

«Недалеко от деревни Зырянки, Онохинского сельсовета и от села Червишево на берегу реки Пышмы стоит бывшая Бахматовская заимка. С одной стороны заимки раскинулся густой сосновый бор, с другой – река и луга, за которыми видна Зырянка с блестящими окнами серых домов. Сюда, в эту бывшую Бахматовскую заимку, 15 июня из Тюмени приехало свыше ста пионеров. Теперь их число достигает 180 человек. Ни поле, ни сосновый многолетний бор еще ни разу не видели в этой заимке столь шумливой и веселой жизни этих маленьких людей большого будущего». 

Товарищ из редакции поведал миру, что ребята утром дружно делают гимнастику, вкусно завтракают, радостно убирают комнаты, гордо поднимают флаг, отдыхают в чудесном бору, выполняют задания. Все идет четко по распорядку дня. «Ровно в 8 часов ужин, а спустя 30 минут около заимки загораются костры, вокруг которых собираются ребята слушать беседы своих старших товарищей, беседы о том, как партия строит в стране новую жизнь, расплавляя каждый день этой жизни неутомимой энергией и волей миллионных масс. В 9 часов 30 мин. угасают костры, и в одну сплошную темную массу сливаются стволы высоких сосен. Когда вечерняя тишина поглощает последние слова и крики ребят – над лагерем спускается флаг. Так кончается лагерный день. 

О каждом из этих дней ребята будут помнить, запас впечатлений много раз заставит их вернуться и снова вспомнить об этом сосновом лесе, реке, вечерах, освещенных кострами, согретыми беседами. Окруженные вниманием и заботой ребята не могут сдержать своей восторженной радости, и в письмах домой каждый по-своему говорит о своей жизни в лагере. Вот образец одного письма: «Папа и мама! Живу я хорошо. Кормят манной кашей, супом, компотом, молоком, хлебом с маслом, яйцами, ухой и картошкой». А вот, что пишет одна девочка: «Я в лагерь приехала в субботу вечером и очень устала. В воскресенье я немножко поплакала, показалось скучно. Но живем мы хорошо. Я сама постелила себе новую простынь, сделала на подушку наволочку и на стол положила салфетку. На второй день меня весили. Я вытянула 34 кг, а за 4 дня прибыла на 2 кг. Нас кормят четыре раза в день и очень хорошо». 

...Так родилась самая любимая и жизнестойкая традиция проведения пионерских лагерей. 

На уникальном снимке Кардонского запечатлены пионеры Тюмени 20-х годов. 

Елена ДУБОВСКАЯ 

 

 

 

 


33425