ИСТОРИИ СТРОКИ
На крутом берегу Туры стоит Свято-Троицкий монастырь. Старожилы рассказывают о нем легенды, да и сама жизнь сегодня преподносит такие чудеса!
ГРАМОТА ПЕТРА ВЕЛИКОГО
В 1616 году монахом Нифонтом был заложен деревянный Спасо- Преображенский мужской монастырь. Обитатели его исправно несли службу, занимались хозяйством. В июле 1705-го большой пожар уничтожил 729 дворов Тюмени. Сгорела и церковь монастыря. Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей обращается к Петру Великому с просьбой разрешить построить в городе «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь».
Это был смелый шаг, ведь Россия вела Северную войну, и заниматься «расточительным каменным строительством» запрещалось. Тем не менее Петр I дает разрешение и приказывает «в качестве основной рабочей силы использовать ссыльных людей, а для доставки леса и дров – пригородных крестьян. Из Тобольской казны предписывается выдать тысячу рублей, а из Верхотурского уезда доставить на строительство четыре струга белого камня».
Но выяснилось, что в Тюмени ссыльных всего шесть человек. А посему воевода велел собрать по уезду «казачьих детей» для копания рвов и каменных работ. Обжиг большого количества кирпича требовал непрерывной доставки дров, поэтому из Тобольска приехал пятисотенный Иконников, наделенный большими полномочиями. К середине 1708 года около ста тысяч штук самодельного кирпича, известь и бутовый камень были заготовлены.
Филофей заключил договор с каменных дел подмастерьем Матвеем Максимовым и заказал в Киеве пять иконостасов… 3 июля 1715 года собор освятили, назвали Троицким. Так же стал именоваться монастырь.
ОБЛАДАВШИЙ ДАРОМ ПРЕДВИДЕНИЯ
В этой истории привлекательна личность самого Филофея Лещинского, воспитанника Киевской духовной академии. В 1702 году его назначили митрополитом Сибирским и Тобольским. В Сибири он развернул широкую просветительскую деятельность: открыл школу, написал пьесы, которые разыгрывались его учениками. Постоянно выписывал из Киева ученых-монахов.
Историк 19-го века Николай Абрамов так описывает монастырь: «С первого взгляда на внутренность обители взорам представляется чистота обширного двора. От келий настоятеля проведены в Троицкий собор деревянные тротуары, по сторонам коих аллея из лип. Вообще монастырь своим устройством и видом представляет красивый ландшафт, и особенно он является в полной красоте со стороны из-за Туры…».
Через сто с лишним лет я с благодарностью прочла труд Абрамова, и нахожу, что лучше не передать давнюю историю. О сибирском святителе рассказчик приводит интереснейшие сведения. В 1709 году владыка Филофей (в схиме Фёдор) по причине болезни был отсранен от управления епархией, проживал в монастыре: «…схимонах Федор чувствовал время от времени облегчение от болезни, и при этом прежнее желание привести в христианство сибирских язычников и магометан более и более возрастало. Сила воли, готовая на тяжелые подвиги и рвение о спасении заблудших душ, вызвала слабого и преклонного летами жизни старца на борьбу с неверием, для распространения света истинного богопознания. С июня 1712 до второй половины 1715 г. он водяным путем разъезжал по Березовскому и Сургутскому округам и привел там несколько тысяч остяков в христианскую веру, а в Туринском округе крестил татар и вогулов». После постройки в 1715 году Троицкого храма схимонах Федор, несмотря на старость и слабое здоровье, вновь неутомимо занимался делами единственной в то время в Сибири епархии. В 1719 и 1720 годах, обозревая паству свою, был в Иркутске и за Байкалом». Там он обратил в христианство немало инородцев.
В 1721-м Филофей отбыл из Тобольска в Троицкий монастырь, передал епархию преемнику. «По преданию, архиерей-схимонах жил уединенно в небольшой деревянной келье на юго-восточной стороне монастыря. С любовью и терпением он входил в нужды жителей Тюмени. Решал сомнения вопрошающих его о вере, поучал в добродетелях христианских. Давал полезные советы в делах жизни духовной и внешней, обращал заблудших на путь спасения. Несмотря на высокость сана, готов был послужить всякому: знатному и низшему, богатому и бедному». Схимонах Федор имел дар предвидения, что вызывало немалое удивление среди его окружения. Он завещал: «Похороните меня в тюменской обители, вне церкви, на пути, дабы мимоходящие попирали ногами прах мой».
31 мая 1727 года ударил последний час 77-летней жизни митрополита Федора: благочестивый архипастырь уснул кротким сном праведника. Он похоронен против западных дверей Тюменской монастырской Троицкой церкви…Архимандрит Амвросий на могиле архиерея, схимонаха Федора, устроил каменный, под железной крышей, памятник с изображением преставившегося. К памяти сего благочестивого святителя не только Тюмень и округ, но и вся епархия имеет благоговение».
«ОТПОР СМУТЬЯНУ ПУГАЧЁВУ»
Монастыри на Руси славились не только своей красотой, но и неприступностью. Во времена правления Екатерины Великой в 1773 году поднялось восстание Пугачёва. Дошло оно до Урала. Приближалось к Тюмени. И тогда в каменной ограде монастыря срочно сделали бойницы. Со всех окрестных деревень пришли крестьяне с рогатинами, чтобы дать достойный отпор смутьянам.
...Размеренно текла жизнь в тихой тюменской обители. Монахи, кроме служения Богу, обучали грамоте детей в церковной школе, пекли хлеб, держали скотину, словом, полностью обеспечивали себя.
Шли годы, денег в монастырской казне не хватало, и каждый раз капитальный ремонт строений откладывался. В 1801 году игумен Маргарей пишет рапорт в Тобольскую епархию: «Каменной ограды вычинено и выбелено с обеих сторон три части, а четвертая ветха, от которой часть под гору и со рву упала. А у настоящей от ветхости зубцы свалились и требуют великой починки или оной перекладки». В 1864 году на территории монастыря вспыхнул пожар… Тюменский купец-меценат С.М. Трусов жаловал монастырю большие деньги, а также подарил новый иконостас. Монахи же серьезно обеспокоились судьбой своей обители: коварная Тура подмыла берег…
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
Сначала в монастыре располагалось комсомольское общежитие. Но так как это памятник 18-го века, власти думали-решали: «А не разместить ли здесь музей?». В 20-х годах в церкви Петра и Павла находился окружной архив. «Ремонт архива завершается…Усиленно идет работа по сбору материалов. У нас будет свой архив, по документам которого дети и внуки будут изучать нашу историю, – говорят работающие», – писала газета «Трудовой набат» в 1924 году.
В 30-е годы храмы варварски разграблены. Уничтожен погост, где были похоронены Филофей Лещинский и почетный гражданин города С. Трусов, построивший в Тюмени Сиропитательное заведение (детдом). Есть версия, что мраморные надгробия пустили на крошку, которой затем облицевали крупнопанельные дома Тюмени.
Не уцелела церковь Сорока мучеников. В Троицком соборе разместилась военная часть, в церкви Петра и Павла – цементный склад. Потом на территорию монастыря ступил Водоканал. Настоятельские покои занял главный начальник. Водоканал построил резервуар, который оказался непригодным, и вода потекла под фундамент собора. Тура подмывала неукрепленный берег… К тому же при движении многотонных машин начиналась вибрация грунта. Трещины на стенах собора, появившиеся еще в начале века, увеличивались. Патриоты города в 60-х годах добились благоразумного решения властей, и через 30 лет Водоканал сдался.
Символично, что улица, где находится монастырь, названа Коммунистической.
ПОДЗЕМНЫЙ ХОД
При строительстве современной набережной были проведены берегоукрепительные работы, Туру заковали в гранит. Прогуливаясь по набережной, мы любуемся древней обителью, не подозревая о тайнах…
Наверное, самая популярная легенда Тюмени, которая из уст в уста передавалась еще в советское время, – о подземных ходах. Якобы все храмы соединяются между собой под землей. Отец Андрей, возглавляющий Тюменское благочиние, на этот счет заявляет:
– Подземные ходы, по легенде, были проложены не только в Троцком монастыре, но и в Тобольске. Однако документального подтверждения нет, поэтому народ выдумывает всякие небылицы.
Полковник КГБ-ФСБ в отставке, историк А. Петрушин рассказывает:
– Свято-Троицкий мужской монастырь закрыли в 1922 году. Иринарха Синеокова судили за попытку сокрытия монастырских ценностей. Он так и не выдал тайну, где спрятаны сокровища.
Мне попался документ, в котором говорится: когда монастырь ограбили, стал появляться призрак. Был поставлен вооруженный пост милиции. Один милиционер, увидев ночью «белого человека» (так его называют в документах), произвел несколько выстрелов. Можно сомневаться, в каком состоянии находился стрелявший, но факт зафиксирован, в документах. Призрак являлся до 1923 года. Потом монастырь переходил от одного ведомства к другому. Сейчас его передали законному владельцу – Тобольско-Тюменской епархии. В наши дни в общежитии монахов произошел взрыв газового баллона. Дым, приняв странную форму, вылетел в выбитое окно. К счастью, никто не пострадал. Может быть, вся дьявольщина, скопившаяся за столько лет осквернения святыни, таким образом и покинула это место?
СВИДЕТЕЛИ ЧУДА
Конечно, тайны волнуют людей, воображение разыгрывается при встрече с непонятным явлением. Но чудеса бывают не выдуманными, а настоящими, как божественный знак…
3 ноября 2012 года чудо наблюдали тысячи паломников, стоявших в очереди у Троицкого собора, чтобы поклониться Поясу Пресвятой Богородицы. Впервые реликвия, хранящаяся на святой горе Афон в Греции, была привезена в Россию.
По преданию, Пояс из верблюжьей шерсти сплела сама Божья Матерь и после своего Успения передала его апостолу Фоме. Великая святыня прославилась множеством чудес: она может, например, исцелять, помогает бесплодным супругам. И вот когда паломники ждали своей очереди, у Богородицы, что была изображена на полотнище над воротами в храм, вдруг потекли слезы. Наверное, это были слезы радости…
НА СНИМКАХ: Свято-Троицкий монастырь.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/