ТЮМЕНСКИЙ БУХАРЕЦ

БЛАГОТВОРИТЕЛИ 

ВСЯ ЖИЗНЬ НИГМАТУЛЛЫ САЙДУКОВА – ПРИМЕР СЛУЖЕНИЯ СВОЕМУ НАРОДУ 

История хранит имена тех, кто бескорыстную заботу о благополучии и красоте своей малой родины считал важнейшим долгом перед Богом и людьми. Благотворительность в купеческой среде России была обязательным условием, миссией, возложенной на человека судьбой: Бог даёт богатство в пользование и обязательно потребует отчёта.

Если благотворительная деятельность тюменских купцов- меценатов достаточно хорошо изучена, о них написаны книги, то деяния татарских купцов сокрыты под толщей веков. Те самые татарские коммерсанты, которых сегодня пытаются представить безграмотными мужиками, на деле были столпами, на них зиждились культура и просвещение сибирской провинции. 

Много их было. Остановимся на одной фамилии – Сайдуков. Нигматулла Кармышакович Сайдуков (1829–1901), купец I гильдии, меценат, закончил Ембаевское медресе, затем с 1870 по 1900 год возглавлял его. 

Русская общественность второй половины ХIХ – начала ХХ вв. высоко ценила грамотность, образованность, учёность благодетеля татарского народа. Вот как описывает события тех лет тобольский миссионер Е. Елисеев: «Ямбаевские юрты находятся в 20 верстах от Тюмени. Юрты эти населены потомками выходцев из Бухары. Это небольшой городок с довольно широкими, правильно расположенными улицами, с красивыми домами, среди которых возвышаются купола минаретов двух мечетей, а также большие здания школ. Что для внутренней России представляет Казань со своими многочисленными медресе – центр просвещения, то для Сибири – Мянджель, то есть Ямбаевские юрты. Многочисленные шакирды этого мусульманского городка не хотят даже называть свою аlmа mаtег общепринятым в законе словом, а для большей важности придумали название арабское, научное – «мянджель» (сорок учёных богословов – сартов). Здесь имеются школы низшего, среднего и высшего типов, как для мальчиков, так и для девочек. Для той и другой школы совершенно отдельные здания с интернатами, в каждой школе обучаются от 50 до 60 шакирдов в возрасте 10–30 лет. Здесь они, изучая мудрость ислама, ведут беседы с точки зрения магометанской религии, а по окончании курса отправляются в селения по всей Сибири…». 

…Из Мянджеля муллы посылались в Семиречье, Кривощеково и даже на Сахалин. Благодетелем и устроителем этих учреждений был очень богатый бухарец Нигматулла Кармышакович Сайдуков. Им сооружены колонны, выстроена каменная мечеть, полы и подоконники которой сделаны из мрамора, устроено амосовское отопление. Обеспечена мечеть вечным вкладом в 16 тысяч рублей, такими же вкладами обеспечены и школы. Сайдуков построил обширную мусульманскую библиотеку на европейский лад. Здание библиотеки каменное, с подразделениями – приёмная, читальный зал и сама библиотека, с 3–4 шкафами в отдельной комнате за железными дверями. 

Согласно устным преданиям (шэжэрэ) и данным фамильной книги, родословная Сайдуковых ведёт своё начало от Эшрэф, выходца из Бухары, 1471 г. Основателем династии торговцев Сайдуковых был отец Кармышак Сайдуков, в молодости служивший приказчиком, затем он организовал собственное дело. Кармышак скупал шкуры животных, шерсть, баранье сало и возил их на Ирбитскую ярмарку. А на юг – железные, скобяные изделия, галантерею. За короткое время он стал одним из самых успешных купцов губернии. Разбогатев, расширил торговлю. Его товары перемещались между Сибирью, Китаем, Средней Азией, Нижним Новгородом. Из Поднебесной Кармышак привозил кирпичный чай, пряности, из южного Туркестана – ковры, ткани, сушёные фрукты и восточные сладости. В Тюмени находились магазины и склады предпринимателя. «Торговый дом» Сайдуковых имел филиалы в Алма-Ате, Семипалатинске, Павлодаре, Зайсане, Каркалинске, китайской провинции Синьцзян. 

Трое сыновей Сайдукова – Рахматулла, Нигматулла и Хабибулла – продолжили дело отца, став крупными предпринимателями. Велика роль Сайдуковых в становлении села. Вот фрагмент одного из воспоминаний. Ученый Ахметвали Менгар, живший в Турции, писал: «Во время поездки в 1911 году на Тюменскую ярмарку был в Малчын и видел все своими глазами: в деревне семь мечетей, несколько школ, в том числе для девочек. Во время сильного пожара в 1881 году выгорела вся деревня. Сайдуковы бесплатно выстроили 170 домов по специальному плану архитектора. Эта планировка сохранена и до настоящего дня: три широкие улицы пересечены тремя широкими переулками и образуют квадраты. В 1912 году селяне решили вернуть долг, но купцы, посоветовавшись, решили направить эти средства в Петроград, где строилась мечеть». 

Благотворительная деятельность Нигматуллы Сайдукова не имеет себе равных. На свои средства он построил 15 мечетей, 50 школ и медресе в татарских селениях Тобольской губернии, а в дальнейшем содержал все эти объекты. 

Он поддерживал нуждающихся, независимо от веры и национальности. Сотни бедных татар и русских пользовались его покровительством. Местные старожилы помнят обо многих случаях его щедрости и бескорыстия. «Записался как-то на прием к нему русский крестьянин из села Каменка, – рассказывает Н. Тимергалиева. – У него сгорел дом. Поведал купцу погорелец о своем несчастье и попросил денег в обмен на лошадь и корову. Сайдуков сначала расспросил о жизни, а потом сказал: лошадь и корова крестьянину и самому пригодятся в хозяйстве, а долг, мол, может вернуть тогда, когда встанет на ноги. 

Историк-этнограф Фоат Валеев в своей книге «Сибирские татары» пишет: «Нигматулла Сайдуков много времени уделяет совершенствованию школьного образования и развитию культуры среди сибирских татар. По его инициативе в Ембаевском медресе переход на новый метод обучения был осуществлен гораздо раньше, чем во многих других мусульманских учебных заведениях страны. Суть его заключалась в том, чтобы преподавание канонов ислама сочеталось с преподаванием таких предметов, как алгебра, история, геометрия, география, физика, химия, русский язык и другие. Преподавателями здесь работали хорошо подготовленные, прогрессивно настроенные выпускники учебных заведений Уфы, Казани, Стамбула и Оренбурга. 

К началу ХХ века Ембаевское медресе стало одним из самых знаменитых учебных заведений Западной Сибири. В 1884–88 гг. рядом с ним Нигматулла-хаджи возвел большую мечеть. По своей красоте и системе отопления она уступала только столичной петербургской. Вокруг большой мечети создан ансамбль строений: столовая для учащихся, жилые дома для персонала, гостиница и библиотека. Территория комплекса была благоустроена и превратилась в красивейший уголок села. До сих пор вековые сосны и кедры хранят добрую память о Нигматулле-хаджи. 

Огромной заслугой Нигматуллы Сайдукова была его постоянная забота о пополнении библиотеки ценной литературой: он приобретал книги по философии, медицине и другим наукам. Выписывал периодическую печать из Бейрута, Стамбула, Петербурга, а также газеты «Новое время» и «Официальная иллюстрация». В 1913 году в библиотеке насчитывалось более 2200 томов рукописных и печатных книг, среди них имелись даже уникальные издания, представляющие собой исторические памятники. Эти книги были выписаны Сайдуковым на собственные средства из Каира, Константинополя, Мекки, Александрии, а также привезены им из Египта, Сирии, Иерусалима во время путешествий в 1866-м и в 1880–81 гг. За одну только трехтомную рукописную книгу Мухиди Бургани он заплатил 700 рублей. Огромная по тем временам сумма. 

Увы, судьба этих книг печальна. По одной из версий, в 1928 году приехали вооруженные люди и на трех повозках увезли книги в Тюмень, где сожгли во дворе военкомата. Но есть сведения, что некоторые фолианты все же уцелели. Остается лишь надеяться, что, написанные арабской вязью, они все же будут найдены и послужат нам и нашим потомкам. 

В 1897 году управляющий Тюменским отделением Н. Н. Сенов дает такую характеристику Н. К. Сайдукову, рекомендуя его в члены учетного комитета Тюменского отделения государственного банка Тобольской губернии: 

«Нигматулла Сайдуков, тюменский бухарец, пользуется в крае общим уважением среди единоверцев и русского купечества, знает край хорошо и ведет торговые дела при значительном капитале. В Тюменском округе много выходцев из Бухары, в настоящее время осевших на земле и носящих название тюменских бухарцев, из них многие имеют в отделении кредит, и Н. Сайдуков для нас положительно необходим, так как никто, кроме него, не знает так хорошо состояние и дела этих бухарцев. Личность вполне порядочная и известная во всем округе по своей честности и добросовестности. В случае его неутверждения я буду поставлен в безвыходное положение относительно оценки векселей и кредитоспособности этих тюменских бухарцев, которых учетный комитет мало знает. Участие Сайдукова в учетном комитете отделения является, безусловно, хорошим приобретением». 

Нигматулла-хаджи был высокообразованным человеком. Его отличали благородная внешность, самокритичность, желание постоянно обогащать свои знания, патриотизм, щедрость души, высокая нравственность и духовность. Общение с ним почитали за честь. Бывая за границей, он был вхож в дома к турецкому султану и иранскому шаху. 

Между тем личная жизнь нашего героя была наполнена трагизмом. По воспоминаниям ныне здравствующих потомков, Нигматулла Кармышакович похоронил почти всех своих детей (девять человек разного возраста). В последний путь его провожала одна-единственная оставшаяся в живых дочь Шакима. 

Смерть, наступившая 18 декабря 1901 года, прервала благотворительную деятельность Сайдукова. По воспоминаниям современников, его похороны привлекли массу людей. Могила Сайдукова до сегодняшнего дня сохранена на Ембаевском кладбище. Ее не смогло уничтожить время. 

Вторая половина ХIХ – начало ХХ вв. – золотой период в истории сибирских татар. Это была эпоха просвещения народа. Как указывает официальная статистика, к концу ХIХ века среди народов России сибирские татары по уровню грамотности занимали одно из первых мест. Это явилось результатом упорной борьбы как самого народа, так и его передовых деятелей-меценатов против мракобесия, за право на прогресс. 

Вся жизнь Сайдукова – пример служения и преданности своему народу и Отечеству. Не настало ли время увековечить память этого великого гражданина? 

Екатерина ГУБАЙДУЛЛИНА 


33213