НЕГАСНУЩИЕ ЗВЁЗДЫ
Когда приходят печальные новости о смерти известных людей, то сколько бы им ни было лет, все равно ты не готов к такому повороту событий. Но на этот раз грусть сменилась удивлением. Даже я, интересующаяся искусством, много лет ничего не слышала о некогда первой певице Советского Союза. Тамара Миансарова вела достаточно закрытый образ жизни, к тому же в последние годы была прикована к постели.
Народная артистка России Тамара Миансарова родилась 5 марта 1931 года в городе Зиновьевске на Украине. Образование получила в музыкальной школе при Минской консерватории и на двух факультетах (фортепианном и вокальном) Московской консерватории. Это вам не «Фабрика звезд», когда за пару месяцев делают будущих солистов для эстрады. Тогда путь на сцену был долгим. Те, кто пробивалcя на вершину, почти всегда оставались надолго в памяти зрителей.
В 1961 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки Тамара Миансарова удостаивается I премии и золотой медали. Но главный успех певицы был впереди. На престижном музыкальном конкурсе в польском Сопоте Тамару ждал ошеломительный успех. Однако начальство отправило ее туда без энтузиазма. И дело не в вокальных данных, настораживал выбор песни – слишком уж серьезная. Это было произведение Островского на стихи Ошанина «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце»). Даже музыканты Миансаровой не хотели его репетировать. Но Тамара настояла на своем и оказалась права. В потоке танцевальной музыки песня стояла особняком, в этом и была ее сила.
Песня-диалог, песня-призыв... Тамара в детстве пережила ужасы оккупации, поэтому ее голос звучал столь пронзительно и искренне. Миансаровой безоговорочно отдали первое место. С тех пор на долгие годы «Солнечный круг» стал визитной карточкой исполнительницы. Вместе с Тамарой эту композицию пели все космонавты, начиная с Юрия Гагарина. На волне большой популярности в Польше о Миансаровой сняли картину на польском телевидении. Потом ее пригласили в фильм-концерт с участием польских звезд.
В Советском Союзе она стала звездой первой величины. Без Миансаровой не обходился ни один важный концерт, ни одна телевизионная программа. Когда на «Голубом огоньке» она исполнила песню «Рыжик» – ничего особенного, какой-то гриб, та немедленно пошла в народ. И все же главной песней Миансаровой остается «Черный кот», подаренная ей Юрием Саульским и Михаилом Таничем. Первый советский твист звучал из каждого окна, на каждой танцевальной площадке. И как бы «Черного кота» ни ругали чиновники, люди продолжали до дыр заигрывать пластинку. Кто потом только не исполнял эту композицию, но превзойти Тамару Миансарову невозможно. В 2000 году на новогоднем огоньке она спела «Черного кота» с Валерием Сюткиным.
Но за любой успех приходится платить. В 70-е годы Тамара Миансарова исчезла из теле- и радиоэфиров, стала невыездной. Она уволилась из «Москонцерта» и 12 лет проработала в Донецкой филармонии. Чиновники приходят и уходят, а талантливые артисты остаются. После возвращения в Москву Тамара Григорьевна преподавала в ГИТИСе, ее вновь пригласили на телевидение. В 1988 году она стала членом жюри на конкурсе в Сопоте. Тамара Григорьевна не жаловала современную эстраду, точнее, поп-музыку, о чем неоднократно заявляла: «Уберите свет, дым, подтанцовку, и окажется, что король-то голый». Миансарова была убеждена, что нынешние песни в большинстве своем – результат деградации населения. И с ней трудно не согласиться.
Юлия КОНКИНА